Культовый спектакль хореографа Фокина в сценографии Бенуа на музыку Стравинского, мировая премьера которого состоялась в Париже 13 июня 1911 года, в репертуар Большого смог попасть только в 1921 году. В партии Петрушки парижские зрители увидели “бога танца” Вацлава Нижинского, Балерину танцевала Тамара Карсавина. Сегодня, столетие спустя, в хрестоматийных ролях выйдут Иван Васильев и Нина Капцова.
В балете, действие которого разворачивается на ярмарке во время масленичного гулянья, главным героем стал Петрушка — грубо сделанная, набитая опилками кукла. В любовный треугольник между ним, фарфоровой куклой Балериной и безмозглым Арапом вмешивается Фокусник — хозяин кукольного балагана. В нем оказалась причина всех бед. Глаза Фокусника неотступно следили за Петрушкой с портрета, специально помещенного в его комнате-камере, как писал Бенуа, “чтобы ежечасно напоминать Петрушке о своей власти над ним”.
С этим портретом на парижской премьере случилась трагикомическая история. Декорация комнаты Петрушки смялась при перевозке из Петербурга, и главным образом пострадал портрет Фокусника. Портрет вместо заболевшего Бенуа переписал Бакст, другой знаменитый художник “Русских сезонов”. Когда же Бенуа увидел работу коллеги, он истошно закричал на весь зал: “Это не тот портрет, что я написал!” Художник Серов исправил ошибку, но Бенуа написал заявление об отставке от должности художественного директора и покинул труппу.
Скрытый подтекст, возможно, есть и у нынешней премьеры Большого. Ходят упорные слухи, что с нового года на смену Юрию Бурлаке в главный театр страны может прийти новый балетный худрук. Во всяком случае, питерская группа в лице Сергея Вихарева и Павла Гершензона, которая и возобновляла балет, после ухода из Мариинки осела в Большом и, вероятно, снова захочет получить власть. Судачат и о другой питерской балетной персоне, способной возглавить московский балет, — Махаре Вазиеве, бывшем заведующем Мариинского балета, а ныне возглавляющем балет в Ла Скала.