Красный убийца вождя

Ленин стал жертвой “проклятого” локомотива

С того январского дня 1924 года, когда стало известно, что умер великий вождь мирового пролетариата, не было конца слухам и кривотолкам: Ленина доконала неизлечимая болезнь... отравили... погубили враги... Но некоторые точно знали: Ильича отправил на небеса… паровоз! Тот самый, который чуть позже привел в Москву траурный поезд с телом главного большевика. Казалось бы, какая-то вопиющая насмешка над здравым смыслом. Однако факты, которые собрал историк железнодорожной техники, зам. директора Музея городского транспорта Михаил Егоров, наводят на странные размышления.
Ленин стал жертвой “проклятого” локомотива

тестовый баннер под заглавное изображение

— Этот паровоз, У127, уцелел до сих пор, — поясняет Егоров. — Уже несколько десятилетий он считается мемориальным и установлен в специально построенном возле Павелецкого вокзала павильоне “Траурный поезд В.И.Ленина”. В советские времена “сто двадцать седьмой” был весьма почитаемой ленинской реликвией — о нем упоминалось в многочисленных публикациях, к нему водили экскурсии, возле него устраивали торжественные церемонии приема в пионеры… И никто, кроме железнодорожников-ветеранов депо Москва-Павелецкая, не подозревал, что над старым локомотивом витает проклятие.


О такой удивительной истории довелось узнать совершенно случайно. В 1978 г., будучи студентом МИИТа, я получил по комсомольской линии поручение: встретиться с железнодорожниками и подготовить с их помощью для институтской многотиражки статью о “ленинском” паровозе. Для выполнения столь ответственного задания мне даже выдали на время дефицитный кассетный магнитофон.


Однако поначалу задание оказалась на грани срыва: вместе с председателем деповского парткома мы обошли всех работников со стажем, и никто из них ничего толком не смог рассказать о “сто двадцать седьмом”: “Это еще до меня было!” Тогда парткомовский товарищ мне и предложил: “Через несколько дней состоится годовое отчетно-выборное партсобрание, а на него обязательно приходят наши ветераны-пенсионеры, вот они-то, может быть, что-нибудь и вспомнят об этом паровозе…”


Все именно так и случилось. После окончания партийного мероприятия секретарь парткома собрал нескольких дедушек-“паровозников”, представил им меня и попросил помочь своими воспоминаниями об У127. Ветераны откликнулись с энтузиазмом, но услышанное мною от этих заслуженных коммунистов попахивало самой настоящей мистикой. Все их рассказы и реплики я записал на магнитофон, однако не могло быть и речи о том, чтобы в то сугубо идеологизированное, “материалистическое” время опубликовать подобную крамолу даже в институтской газете. Много лет магнитофонная пленка хранилась у меня, прежде чем появилась возможность опубликовать интервью “из 1978-го”. К сожалению, тогда, более 30 лет назад, я по молодости и неопытности не позаботился уточнить имена и должности моих собеседников, а теперь этот пробел восстановить уже невозможно. Но в том, что говорили они со мной всерьез, без всяких шуток, сомневаться не приходится.


Держитесь подальше от этой “Ушки”!


Пассажирский локомотив У127 (паровозы данной серии в обиходе называли “Ушками”) был изготовлен на Путиловском заводе в 1910 г., работал в Средней Азии, на Ташкентской железной дороге, а через несколько лет после революции был доставлен — хоть и в неисправном состоянии — в депо “Москва” Рязано-Уральской дороги. Объяснить такую “смену прописки” трудно — ветераны утверждали, что “Ушку” зачем-то обменяли тогда у “азиатов” на другой паровоз.


Практически сразу после его появления в Белокаменной вокруг “сто двадцать седьмого” стали происходить весьма скверные события.


— У127 снискал себе недобрую славу, — рассказывал один из старых машинистов. — У нас подметили, что слишком многие из тех, кто имел хоть какое-то отношение к этой машине, плохо кончали. Умирали не своей смертью! Казалось, что “сто двадцать седьмой” буквально заряжен какой-то энергией, которая убивает каждого, кто позарится на этот паровоз! Все началось с того, как он пришел в депо. Те, кто его к нам сюда пригнал, заболели еще в пути… Была такая болезнь — испанка. Их отправили в больницу, где они и умерли, а паровоз, как неисправный, поставили под забор. В его будке поселились какие-то бродяги. Как-то идем мимо, слышим, кто-то копошится, поднялись в будку, а там трое пластом лежат: испанка. Их тоже в больницу свезли, да без толку. А паровоз и дня не простоял без постояльцев, — уже на следующую ночь в нем опять поселились бездомные… И тоже погибли от испанки. Ну а потом один из наших, деповских, в будку У127 полез, что-то открутить там хотел. И стал очередной жертвой…


После того случая начальство распорядилось обработать будку “сто двадцать седьмого” хлоркой, карболкой. Все там протерли, продезинфицировали… Именно тогда и пошла дурная слава об этом паровозе — дескать, никого он не потерпит… Ну а мы молодые были — море по колено. Ведь именно эта молва об У127 и побудила нас, комсомольцев и сочувствующих, вдохнуть в него жизнь. Мы хотели нанести удар по буржуазным предрассудкам. Отремонтировали котел, укомплектовали локомотив заново. Ожил “сто двадцать седьмой”! Мы окрасили его в красный революционный цвет, а почетным машинистом избрали Владимира Ильича…


— Действительно, деповские активисты устроили субботник по приведению в рабочее состояние локомотива У127, — дополняет рассказ М.Егоров. — В память об этом событии на тендере паровозном была сделана историческая надпись (ее тщательно восстановили по старым фото при позднейших реставрациях машины): “Беспартийные в ногу с коммунистами, смело вперед к светлому будущему!Выпущен из среднего ремонта беспартийными рабочими депо. К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.-Ур. ж. д. 12 мая 1923 г.” А через несколько дней, 20 мая 1923 г., на общем собрании рабочих и служащих депо “сто двадцать седьмой” торжественно передали железнодорожникам-коммунистам для работы. И на этом же собрании В.И.Ленин был единогласно избран почетным машинистом — машинистом именно этого локомотива, который, по словам ветеранов, получил название “Красный паровоз”! Ильичу тогда же отправили соответствующее письмо, копия которого демонстрировалась в музее “Траурный поезд В.И.Ленина”… Что было дальше — все знают: через несколько месяцев “почетный машинист” умер. Случившееся тяжело переживали миллионы жителей Страны Советов, но особенно эта смерть потрясла работников депо Москва-Павелецкая, которым было хорошо известно о “проклятии”, висевшем над машиной У127.


Самый пожилой из ветеранов-“паровозников”, с которыми мне в тот день довелось беседовать, сказал: “У127 пришел к нам откуда? С Востока! А что такое Восток? Это магия, всякие древние проклятия… Видимо, за что-то проклят он был еще там, на Востоке, этот паровоз... Может быть, и Ленин был бы жив, не избери мы его почетным машинистом “сто двадцать седьмого”…”


Между тем официальные власти ни о каком “криминале” в биографии паровика №127 не ведали. Наоборот, когда в траурные январские дни 1924-го вспомнили о том, что эту машину отремонтировали на субботнике и символически включили в ее бригаду самого Ильича, решено было поручить именно “Красному паровозу” вести поезд с телом Ленина.


Случай с наркомом


После смерти вождя революции дурная слава У127 только окрепла. В обиходе у железнодорожников за ним укрепились неласковые прозвища — “черная вдова” и даже “генеральская вдова”. (В те послевоенные времена существовала примета: женился на вдове — жди беды.)


— Вот я не верил и не верю ни в какие предрассудки, но тут случай исключительный, — звучит с магнитофонной ленты голос одного из старых “паровозников”. — “Сто двадцать седьмой” был прямо-таки заколдованной машиной. Мы насчитали свыше десятка таких случаев, когда те, кто как-то соприкасался с ним, затем отправлялись в мир иной. А сколько было тех, кто просто пострадал? Например, такой эпизод: во время грозы в этот паровоз попала молния. Механик, который находился в нем, ослеп. Случайность, скажешь? Локомотив стоял на деповских путях. Рядом — десяток других паровозов, здание депо высокое, труба с громоотводом. Почему молния ударила именно в него?..


— В конце 1920-х наш У127 вновь отличился, — вспоминали другие ветераны. — Буквально с интервалом в неделю у нас погибло два механика. Один попал под трамвай, с другим тоже что-то случилось, — короче, оба насмерть. Все депо об этом говорило. И было подмечено, что свои последние поездки перед гибелью они совершили именно на “сто двадцать седьмом”. После тех случаев на этой “Ушке” народ работал лишь в приказном порядке. Работать на “проклятом” паровозе не хотели даже коммунисты и комсомольцы, не верившие ни в какую чертовщину…


— Был, однако, один человек, на которого колдовские чары “генеральской вдовы”, казалось, не действовали, — рассказывает Михаил Егоров. — Старый большевик, машинист Матвей Лучин постоянно работал на У127, считал его прекрасным паровозом, а над разговорами о проклятии лишь посмеивался. Именно Лучин вел в январе траурный поезд с телом Ленина до Москвы и относился к этому факту с большим пиететом. По рассказам ветеранов-железнодорожников, когда в конце 1920-х “Красный паровоз” снова перекрасили в традиционный для пассажирских локомотивов зеленый цвет, Лучин укрепил на будке собственноручно изготовленную мемориальную табличку, а внутри повесил большой портрет Ленина в траурной рамке.


В 1937 г. паровоз У127 был снят с эксплуатации и превращен в мемориальный ленинский памятник. Ему вернули “революционную” красную окраску, восстановили прежние надписи на тендере… По воспоминаниям старейших работников депо, этими работами руководил сам Лучин: “Он буквально извел начальство и маляров придирками, поскольку те не могли подобрать нужный оттенок краски. А под конец Матвей Кузьмич лично срубил зубилом барельеф с изображением герба царской России — двуглавого орла — на заводской табличке, прикрепленной к паровозному колпаку”.


Отреставрированную “Ушку” определили на отдельную стоянку у Павелецкого вокзала, в конце крайнего тупика. “Красный паровоз” обнесли массивной цепью и поставили для его охраны милицейский пост. А вот многолетнего “хозяина” паровика машиниста Матвея Лучина вскоре настигла беда: этот заслуженный большевик и мастер своего дела был арестован по “антисоветской” 58-й статье и сгинул в застенках НКВД.


— Почти одновременно с Лучиным пострадал и еще один человек, покусившийся однажды на спокойное житье-бытье “генеральской вдовы”, — делится фактами Михаил Егоров. — Ветераны с Москвы-Павелецкой припомнили эпизод с так называемой обезличкой. На советских железных дорогах попытались ввести обезличенную езду на паровозах, когда отменялось прежнее правило, по которому за каждым локомотивом закреплялась постоянная паровозная бригада (мол, пусть и здесь все будет максимально обобществлено!). Ярым сторонником обезлички был тогдашний нарком и зам. председателя Совета народных комиссаров Ян Рудзутак. Однажды он приехал в депо агитировать за такое нововведение. Но Лучин предложил Яну Эрнестовичу проехаться до Каширы на обезличенном, фактически бесхозном паровозе, а обратно — на прикрепленном к его бригаде У127… Все получилось как по писаному: раздрызганный ничейный локомотив едва допыхтел до станции назначения, а вот обратный путь на ухоженной лучинской “Ушке” проделали строго по графику. После столь убедительного эксперимента разговоры о переходе на обезличку прекратились. Для железной дороги это было несомненным благом. Но сам Рудзутак потом был арестован как “враг народа” и расстрелян.


Под ударом — ЦК КПСС


— “Ушку”, оказавшуюся на музеефицированной стоянке, не беспокоили вплоть до осени 1941 г., — рассказывает Егоров. — Когда немцы приблизились к столице, мемориальный “ленинский” паровик эвакуировали в Ульяновск. Ветераны вспоминали: “Для его транспортировки был выделен специальный паровоз (и это в ту пору, когда ощущался огромный дефицит исправных локомотивов! — Ред.), откомандировали и нескольких паровозников, работавших на “Ушках”, — на случай ремонта в пути… А еще “сто двадцать седьмой” сопровождали чекисты, которые ехали в прицепленном сзади вагоне… Эту операцию засекретили. Только когда через несколько лет У127 вернулся в Москву, мы узнали, что он был в Ульяновске… Хочешь верь, хочешь нет, но именно когда этот локомотив вывезли из Москвы, мы, деповские, поверили, что немцы столицу не захватят… А чуть позднее, уже незадолго до нашего контрнаступления под Москвой, немцы разбомбили один эшелон. Паровоз был поврежден, бригада ранена и обварена паром, механик позже умер в больнице… Так вот, это были тот самый паровоз и та самая бригада, которые вывезли в эвакуацию У127. Скажешь, опять совпадение?!”


Под конец нашей беседы старые “паровозники” мне сообщили: “Скоро наша “вдовушка” справит новоселье. Тут для нее такое намечают построить — целый дворец из стекла и бетона!” — Речь шла о новом суперпавильоне, который еще только планировалось тогда возвести для сохранения знаменитого “Красного паровоза”. Решение об этом строительстве принималось на уровне ЦК КПСС, а деповские ветераны мне признались: “Лучше бы оставили У127 в покое. Уж больно недобрая слава у него. Ты ведь не первый, кто интересуется биографией этой “Ушки”. К нам приходили товарищи “оттуда”, тоже интересовались…” На мой вопрос, почему же верховная власть должна оставить “сто двадцать седьмой” в покое, последовал ответ: “Как бы опять чего не вышло…”


Чудо-павильон у Павелецкого вокзала был построен и торжественно открыт в апреле 1980-го (“Красный паровоз” на время строительства вывозили из столицы то ли в Каширу, то ли в Ожерелье)… Что произошло с СССР в ближайшие после этого годы, рассказывать, надеюсь, никому не надо. И хотя после того интервью я больше не встречался ни с кем из ветеранов депо Москва-Павелецкая, думается, многие из них, наблюдая за происходившим в Союзе во второй половине 1980-х, вспоминали о проклятии “генеральской вдовы”.


* * *


Факты, зафиксированные на магнитофонной пленке, сохранившейся в домашнем архиве Михаила Егорова, допускают разное толкование. Нужно ли огульно отвергать рассказы и мнения старых “паровозников”? Уж слишком много странных и роковых совпадений. А в одной из книг автору этих строк довелось прочитать любопытный постулат: некоторые современные исследователи аномальных явлений придерживаются теории о том, что неодушевленные предметы, пережившие участие в какой-то трагедии, могут впоследствии оказывать губительное влияние на своих хозяев. Далее следует изрядное количество конкретных примеров. Истории с паровозом У127 среди них нет, но…


Интересно, успокоилась ли “генеральская вдова” на достигнутом?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру