Голландский гений абстракции в Москве

Сегодня в Третьяковской галерее одна из главных премьер перекрестного года Нидерландов и России — выставка Пита Мондриана

Свершилось — Пит Мондриан, легендарный художник, который начал прокладывать путь к беспредметному искусству почти одновременно с Кандинским и Малевичем, теперь в Москве. Впервые в Третьяковской галерее выставляют его работы: в экспозиции около 40 полотен из Муниципального музея Гааги. От ранних реалистических и импрессионистических опытов до хорошо узнаваемых «мондриановских» абстракций, построенных на сочетании плоскостей из цветов (красный, синий, желтый) и «нецветов» (белый, черный и серый).

Сегодня в Третьяковской галерее одна из главных премьер перекрестного года Нидерландов и России — выставка Пита Мондриана

Сложно поверить, что Мондриана впервые показывают в Москве, ведь в истории искусства имя голландца всегда ставилось в один ряд с Кандинским и Малевичем. Кстати, соотечественники художника частенько показывают эту троицу вместе: например, в амстердамском Стедлик-музее их работы выставлены в одних залах. Так нагляднее родство и разница творчества основоположников абстрактного искусства. Беспредметную живопись Мондриана отличает ритмичность сочетаний разноцветных геометрических фигур и линий. «Ощущаете легкие ритмические движения?» — спросил Мондриан корреспондента гаагской газеты «Отечество» Вилфреда Роэла, посетившего его мастерскую в 1920 году и заставшего его за работой над полотном «Фокстрот». «Нет, ничего такого я не ощутил, но от моего собеседника исходили такая воля, уверенность, сознание своей правоты, а возможно, и фанатизм, что я невольно стал смотреть на картину другими глазами», — написал потом журналист. В нем все это и вправду было. Однако к тому «неуловимому чувству гармонии, спокойствия, уверенности», которое ощутил Роэл в работе Мондриана, к «неопластицизму» (как обозначил модернист свою живописную систему) он пришел не сразу. Эволюцию творчества художника как раз и решили проследить в проекте «Путь к абстракции», открывающемся в Третьяковке на Крымском валу.

Для Пита Мондриаана (потом одну букву «а» он убрал из фамилии) живопись начиналась с традиционного голландского пейзажа, один из таких — «Сельский дом с бельевой веревкой» (ок. 1897) — привезли в ГТГ. Потом художник пробовал себя в импрессионизме, а с середины 1900-х увлекся теориями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской и обратился к модерну и символизму. Эти эксперименты иллюстрирует в Третьяковке работа «Набожность» (1908). Затем последовало увлечение кубизмом, вызванное влиянием творчества Жоржа Брака, Поля Сезанна и Пабло Пикассо и затянувшейся поездкой в Париж (где, кстати, Мондриан потом прожил больше десяти лет). И только после Первой мировой Мондриан (когда Малевич уже представил свой «Черный квадрат»), вернувшись в Голландию и основав общество De Stijl вместе с художниками Тео ван Дусбургом, Бартом ван дер Леком и Вилмошем Хусарой в 1917 году, нашел свой «фирменный» стиль. А через два года художник уехал в Париж, где создал полотно «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшее, пожалуй, самым знаменитым и тиражируемым творением мастера. Его тоже привезли в Россию вместе с более поздними знаменитыми произведениями. Получив признание, Мондриан продолжал экспериментировать: с форматами и формами. Например, сделал работы в виде ромбов. А когда началась Вторая мировая, голландцу пришлось уехать в США — его там встретили с распростертыми объятиями и окрестили «одним из величайших беженцев из Европы». Там он и умер — от воспаления легких в 1944 году.

Мондриан оставил после себя значительное наследие, которое оказало серьезное влияние на искусство ХХ века и не только. «Мондриановская» геометрия глубоко укоренилась в современной моде. А произошло это после оглушительной премьеры коллекции осень/зима-1965–1966 гг. Ива Сен-Лорана, который перенес полотна художника на простые трикотажные платья. Работы Мондриана нашли свое отражение в минимализме и поп-арте, архитектуре и полиграфии. Цитаты Мондриана сегодня на каждом шагу, а его полотна на арт-рынке стоят десятки миллионов евро. Страшно подумать, какова страховая стоимость выставки, но наверняка речь идет о заоблачных цифрах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру