Искусство захватило ледокол

Выставка 5-й Московской биеннале добралась до Заполярья

Атомный ледокол «Ленин» – гигантское чудо на вечной стоянке. Впервые здесь открыли путь современному искусству – художники из России и Австрии представили свои работы прямо на корабле. Удивительно, но пейзажи, магнитные и световые инсталляции, видеофильмы и фотографии просто слились с рубками, коридорами и каютами «Ленина». На борту первого гражданского атомохода России побывал корреспондент «МК». 

Выставка 5-й Московской биеннале добралась до Заполярья

Сентябрь в заполярном Мурманске выдался поистине золотой – низкорослые деревья на сопках, солнце греет не в пример Москве. И в этой благодати открывается специальный проект 5-й Московской биеннале – «Ленин: ледокол».

Внизу возле ледокола сверкает огоньками огромный шар из стальных ячеек. В этой конструкции 272 советские лампочки, а весит все сооружение из стали и стекла больше 200 килограмм.

– Если к шару подойти поближе, он разгорится сильнее и будет даже греть, – рассказывает о своей световой инсталляции Александр Лысов, молодой художник. Шар и днем видно издалека, но в сумерках он кажется существом, заброшенным к подножью ледокола из другого мира.

Куратор выставки Симон Мраз

Лестница-трап ведет внутрь ледокола, к еще одному странному созданию – «Водолазу» известного уральского художника Леонида Тишкова. Огромный глаз во лбу горит как прожектор, а от вида маленькой черной фигурки накатывает суеверный ужас. Вверх от нее тянется тонкая черная трубка–пуповина, которая неразрывно соединяет существо с ледоколом. Вообще-то Тишков привез триаду – справа от жуткой фигурки картина, где водолазы борются, толкаются, давят друг друга, чтобы водрузить на горе черный флаг хаоса. А еще один флаг, который создал художник – флаг Арктики – висит в инфоцентре корабля. Как пишет сам Тишков, водолазы – это все мы, а наше тело – только оболочка, скафандр, и никто не знает, что таится под черной полуплюшевой маской Водолаза…

А вот и кают-компания – здесь когда-то собирались морские офицеры на завтрак, обед и ужин. Во всю стену огромное резное панно, на котором «Ленин» колет лед, а куча лодчонок следует за ним. Это творение живет на ледоколе изначально. А совсем рядом стоят два прозрачных цилиндра, в каждом из них белые шарики с цитатами из ленинских текстов – это «Алхимия атома». Мельчайшая частица, которая находится в постоянном процессе деления – источник вечной энергии. Игорь Макаревич и Елена Елагина, создатели инсталляции, готовы были заполнить десятками тысяч таких шариков все пространство ледокола. Но места немного – поэтому поставили два стеклянных сосуда, а рядом с ними синий и красный рельефные силуэты ледокола.

«Ленин» – первый и самый знамениты атомный ледокол в России. С 1989 года он находится в Мурманске на «вечной» стоянке. Из него практически полностью выпилен атомный реактор – осталась только его верхняя часть, которую как макет показывают гостям судна.

– Это лучшее место для арт–проекта, – считает куратор выставки Симон Мраз. Куратор рассказывает, что здесь он будто наполняется энергией ледокола, а сам «Ленин» – энергией искусства.

Ледокол действительно преисполнен энергии, хотя совершенно неподвижен, и даже указатели, по которым идешь, совсем не настоящие. Это, кстати, одна из инсталляций – Светлана Габова придумала символические схемы и знаки, которые должны организовать движение на корабле. Например, рамка из Instaframe, наложенная на стакан с ложкой, обозначает столовую.

– На корабле теперь музей, он никуда не плывет. Вот и указатели на стенах потеряли свою практическую значимость. Мои работы в разных концах судна, на месте обычных указателей, но теперь они уже не несут смысловой нагрузки, – рассказывает художница.

По указателям можно подняться еще выше – в радиорубку. Тут находится один из самых интересных предметов выставки – «Временной отражатель» австрийки Юдит Фегерль. Невероятно, но эта инсталляция в прямом смысле превращает пространство во время! Обмотанные проволокой «лучи» – это 60 магнитных катушек. Они сгруппированы вокруг компаса, который монотонно вращается. Пока стрелка крутится, пространство, которое показывает компас, сужается и переходит во время… Физическая загадка – но Юдит считает, что этот «хронометр» создает «принудительную вечность».

Конечно, не каждый день попадаешь в Мурманск. Поэтому в Москве уже в сентябре можно будет увидеть не только фотографии с выставки, но и самую подноготную экспонатов – их эскизы. Сама выставка продлится на ледоколе до конца года, после поедет в Линц, а затем – в Нью–Йорк. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру