Бизнес воет — пользователь платит

За отмену антипиратского закона проголосовало 100 000 человек

Пресловутый антипиратский закон работает уже полтора месяца, а шум вокруг него все не утихает. Сейчас блокируют нелегальное кино, скоро планируют удалять «незаконную» музыку и литературу... Пользователи предложили Открытому правительству отменить 187 закон или внести в него изменения, но при условии, что обсуждать их будет и общественность. К чему пришли правительство, бизнес и пользователи в споре о дальнейшей судьбе закона, выяснил «МК». 

За отмену антипиратского закона проголосовало 100 000 человек
Алексей Волин

— Платить все равно придется, — заявил Алексей Волин, замминистра связи и общественных коммуникаций, и этим разрушил все надежды пользователей на бесплатное кино в интернете. А надежд возлагалось не мало — на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция об отмене или пересмотре закона, регулирующего правоотношения в области интеллектуальной собственности в интернете.100 000 человек подписалось — значит экспертная группа федерального уровня должна петицию рассмотреть.

— Общественная инициатива — это всегда хорошо! —радуется министр культуры Владимир Мединский такому проявлению гражданственности. Но об отмене закона и слышать не хочет. По мнению Мединского, распространение контента без отчислений правообладателям лишает авторов возможности жить и питаться. И чтобы не осталась голодной лучшая часть страны, закон должен распространиться на музыку и литературу, уверен он.

Александр Жаров, руководитель Роскомнадзора, считает, что закон о пиратстве действует и действует хорошо. Ведь есть же статистика: из 58 заявлений о нарушении авторских прав 42 рассмотрены, сайты сами удалили нелегальную информацию, а 1-е судебное дело по подобному вопросу открыли только в среду.

Закон-то, может, и хорош, но у пользователей есть претензии. В основном они связаны с понятием «информационный посредник», которое есть в законе, с неэффективностью IP-блокировки (с ее помощью в черный список попадают и добропорядочные сайты, которые делят IP-адрес с пиратами) и с блокировкой «по первому подозрению». Кроме того, составители петиции считают, что дело идет к «перекосу» в сторону бизнес-интересов и притеснению интернет-индустрии и конечных пользователей.

На это у разработчиков 187 закона есть ответы — если отменить блокировку по IP, пираты будут просто «переезжать» на новые зоны, а значит у них не будет стимула удалять нелегальный контент. Более четкого определения «информационного посредника» не будет. А вот поисковик от торрента или пользователя будут отличать в подзаконных актах. Кроме того, предлагается разблокировать сайты с ложной тревогой так же быстро, как их блокируют, а на сайте Роскомнадзора повесить список «героев» - легальных сайтов с хорошей репутацией.

Еще потолковав, представители власти и разработчики закона пришли к выводу, что петиция-то вовсе и не про отмену закона, а про уважение к тем, кого он касается. Соавторы закона Роберт Шлегель и Мария Максакова в таком понимании с петицией согласны.

— Нужно провести широкое общественное обсуждение, — уверен Шлегель, а Максакова даже предложила вывешивать цифры «кому, сколько и когда начисляют» (правообладателям то есть).

Нашел защиту и бизнес в лице Марии Яниной, представителя Яндекса. Янина переживает за то, что некорректная или ложная досудебная блокировка подрывает бизнес-планы. Поместил, например, несчастный сибирский бизнесмен у себя на сайте ссылку на что-то нелегальное, а его и заблокировали на две недели.

— Бизнесмены стонут. Не хотелось бы, чтобы происходила ситуация бесконечного «судебного троллинга», — говорит Янина.

Бизнес бизнесом, а что же с пользователем? Никого не интересуют студенты, которым информация всякого рода просто необходима, или, например, люди на Камчатке, к которым культура и искусство широкой рекой текут через интернет? Оказалось, интересуют. Михаил Абызов, министр по вопросам Открытого правительства, эту ситуацию предусмотрел.

— Закон успешный, закон действует, но мы можем ограничить права пользователей на использование нужных им продуктов. Есть те, кто просто не в состоянии платить за все это- предостерегает Абызов. — Эту проблему мы уже обсуждали с НИУ ВШЭ и пришли к выводу, что государство может выкупать права на некоторые материалы, которые необходимы всем, и предоставлять их в свободном доступе, — рассказывает он.

Государство может — но будет ли? А ведь петицию подписывали не только представители интернет-индустрии, но и те самые, кто «не в состоянии платить». Хочешь читать современную литературу? Плати! Нужно изучать современное авторское кино? Плати! Плати-плати-плати, несчастный пользователь. Выплати до копейки всем — интернет-провайдеру, ресурсу-распространителю, автору и правообладателю.

От лица пользователей и вообще всех «нижеподписавшихся»к обсуждению присоединился Артем Козлюк — под его учетной записью была опубликована петиция. Козлюк предложил или отменить закон, или обсуждать — открыто, на общественной площадке, например, в интернете. Такую площадку, как выяснилось, создали, протестили и готовы предоставить сами «подписанты». Но никакого делового разговора не вышло — все то время, пока посол народа пылко объяснял предложения, выдвинутые в петиции, министр культуры Мединский тактично пытался выяснить, качает ли Артем фильмы с Рутрекера... 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру