Призраки труда

Третьяковская галерея представила проект в рамках 5-й Московской биеннале

Перед стендами с сантехническими схемами несколько человек собирают нечто из шлангов и фитингов. Нет, это не кружок «Сделай сам» и не мастер-класс для водопроводчиков. Это проект знаменитого художника-концептуалиста Александра Меламида, который предложил каждому, прежде чем делать искусство, научиться подключать к водоснабжению обыкновенный писсуар. Не зря ведь этот предмет, превращенный Марселем Дюшаном в монумент, стал одним из символов искусства ХХ века... Так начинается выставка «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости» в Третьяковской галереи, стартовавшая в рамках 5-й Московской биеннале. Как проследили в ГТГ отношение к труду в искусстве, оценил «МК».

Третьяковская галерея представила проект в рамках 5-й Московской биеннале

Научившись соединять сантехнические шланги в холле Третьяковке, можно приступить к осмыслению остальной экспозиции. А она начинается с субботника. На фотографиях слева — реальный субботник 70-х годов: интеллигентные господа в очках и шляпах собирают мусор и выносят спиленные деревья с территории Третьяковки. А напротив — мало чем отличающиеся внешне — субботники художественные: хроники перформанса Вадима Захарова и Игоря Лутца (где авторы имитируют физический труд) и полевых акций группы «Коллективные действия».

- Советский образ жизни стирал границу между трудом и отдыхом, и в то же самое время художники стирали границы между трудом и искусством, - комментирует куратор выставки, глава отдела новейших течений ГТГ Кирилл Светляков.

Тема труда в советском искусстве занимала особое место: художники воспевали «героику трудовых будней», энергию и мужество рабочих. Они приучили зрителя восхищаться обычными трудягами, видеть в повседневной работе подвиг. Этот лаконичный и романтичный стиль живописи вошел в историю как «суровый». Одно из классических полотен «сурового стиля» представлено на выставке — гигантское полотно Виктора Попкова «Строители Братска» изображает пятерых рабочих. Они стоят на фоне черноты, держатся свободно и уверенно, сразу видно, трудяги. Рядом с групповым портретом — видео 2006 года художников из группы «Что делать?», которые все в тех же позах стоят на фоне темноты. Только выглядят они не как герои труда, а как ребята из соседнего двора, валяющие дурака. Что делать — Союз рухнул, а вместе с ним и идеалы коммунистической эпохи, заводы закрылись, а профессии, связанные с физическим трудом, перестали быть уважаемыми и популярными. Эту девальвацию констатируют и художники Валерий Айзенберг и Константин Аджер: на их большом черно-белом панно изображен заброшенный цех, в центре картины красуется имя Григорий — рабочего, навсегда оставившего родной завод...

Третьяковская галерея представила новый проект на 5-й Московской биеннале

Третьяковская галерея представила новый проект на 5-й Московской биеннале

Смотрите фотогалерею по теме

Современную картину отношения к труду ярко иллюстрирует известное видео перформанса Андрея Кузькина, во время которого художник ходил по кругу в залитым жидким бетоном бассейне, не давая ему затвердеть. Акция продолжалась целый день, пока автор не упал от изнеможения. По словам Кузькина, так он выразил солидарность с людьми, которым приходится нести на себе тяжесть повседневного существования, невыносимо трудного в России.

Проект петербургского художника Антона Чумака продолжает тему, заданную Кузькиным. Антон выставляет несколько десятков своих перчаток, стертых до дыр.

- Я вынужден зарабатывать кузнечным делом: кую ограды, разные декоративные вещи. Вот в этих самых перчатках работал. Это я делаю для заработка, а для души занимаюсь концептуальным искусством. Но «чистое искусство» сегодня не кормит. В советское время был госзаказ, сейчас его нет. И это плохо, - уверен Антон.

В отсутствие же госзаказа художники заняты свободным поиском. Так, Анатолий Осмоловский ищет в формах танков разных государств черты национальной идентичности. Он делает свои «изделия» (именно так называют образцы нового оружия) из бронзы, лишая их стволов и гусениц. В круглых российских танках находит связь с куполами русских церквей, а в израильских — с буквицей их алфавита. А художники Ольга и Олег Татаринцевы с помощью разноцветных керамических цилиндров создают карту месторождений полезных ископаемых России. Работа красивая, привлекательная, так и тянет дотронуться до цветастых цилиндров, но мешает забор, огораживающий арт-объект. В принципе, и в жизни все так же: вроде нефть и газ — национальное достояние, а на деле доступ к ним и доход от них имеют лишь избранные.

Трудовую экспозицию завершают «Плоские сотрудники»: черно-белые фигуры офисных работников, будто распечатанные на плохом принтере, обступают зрителя со всех сторон. Между этими призраками и трудягами, воспетыми художниками «сурового стиля» - пропасть. Так группа “Art Buslness consulting” подводит итог эволюции отношения к труду: от советского восхищения рабочими мы приходим к сочувствию «офисному планктону». От реального труда — к его имитации. От профессионализма — к дилетантизму, особенно ощутимому в регионах, что с печалью отмечает представительница IT-компании, поддержавшей выставку в Третьяковки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру