Зодиак: Перезагрузка

Первые отечественные электронщики объявили о своём реюнионе

Электронные опен-эйры с актуальным звучанием в Москве – большая редкость, а в рамках центральных мероприятий празднования Дня города тем более. Фестиваль Comfortdance, который прошел 7 сентября на ВВЦ, - один из них. Здесь отыграл участник британского рейв-дуэта Orbital Фил Хартнолл и художественный руководитель передового столичного клуба «Крыша Мира» Dr. Spy.Der. Хедлайнером же стала одна из первых отечественных электронных групп «Зодиак», в своё время оказавшая огромное влияние на музыкальные вкусы наших соотечественников и на формирование стиля многих молодых музыкантов. По словам главного организатора фестиваля Юрия Марычева, выступление таких артистов рядом с павильоном «Космос» и макетом ракеты-носителя «Восток» – «абсолютный мировой эксклюзив и неповторимый момент в музыкальной истории, предвосхищающий волну развития настоящего московского рейва». Он надеется, что в скором времени это выражение станет устойчивым и не менее символичным, чем московский бит. Воспользовавшись столь редким шансом, корреспондент «ЗД» предался ностальгии вместе с лидером возрождённого «Зодиака» Янисом Лусенсом и разузнал, для кого сегодня он делает свою музыку.

Первые отечественные электронщики объявили о своём реюнионе

- Записи «Зодиака» в 80-е расходились немыслимыми тиражами в 20 миллионов экземпляров, а музыка коллектива была крайне популярна. Однако, выпустив два хитовых альбома «Disco Alliance» и «Музыка во Вселенной», группа фактически ушла в тень. Получается, о вас не было слышно почти 20 лет. Почему вы решили вновь громко заявить о себе именно сейчас?

- На самом деле это лишь череда случайных совпадений. В последние годы в Москве, да и в целом в России нами вновь начали активно интересоваться и приглашать на ретро-фестивали. Вдобавок мой сын (кстати, тоже Янис) настоял на том, чтобы я возродил группу и готовил живую программу. Так что по большому счёту это его заслуга. Сейчас он вплотную занимается проектом в студии и ищет для него новое звучание.

- Ваш камбэк удачно совпал с возрождением интереса к жанру спейс-диско и выходом нашумевшего альбома Daft Punk. Случайность или закономерность?

- Опять же - чистой воды совпадение. Мы с прошлого года занимались обновлением группы, как тут откуда ни возьмись появляется пластинка французов. Конечно, нас сразу же стали сравнивать и ставить с ними в один ряд. Но поверьте, всё это неумышленно. Очевидно, сегодня мир меняется, люди ищут что-то новое, одновременно возвращаясь к хорошо забытому старому.

- Как думаете, почему этого не произошло в 2002 году после успеха, свалившегося на трек ростовского проекта ППК «Перезагрузка», в котором был использован основной мотив вашей композиции «Zodiac»?

- Не знаю, тогда такого чувства даже не возникало.

- А чем «Зодиак» образца 80-х отличается от нынешнего?

- Наша новая программа состоит из ранее не опубликованных композиций, но её основой, конечно, служат хиты с первых двух альбомов. Это будет симбиоз винтажного и современного звучания, потому как откровенное старьё, понятное дело, уже никому слушать не хочется. Полностью обновился состав музыкантов. На сцену поднимутся мой сын Янис, который будет играть на бас-гитаре, гитарист Марцис Аузиньш, барабанщик Мартиньш Линде, а из «стариков» – я с синтезаторами и Зигфрид Муктупавелс с электронной скрипкой. «Зодиак» ведь раньше являлся сугубо студийной группой. Концертов мы практически не давали, и только недавно возникла идея играть весь свой материал живьём. А это совсем другая энергетика, драйв и мощь звучания. В те годы синтезаторные технологии были не так развиты, поэтому достичь сегодняшнего качества звука было попросту невозможно.

- Сегодня вы больше ориентируетесь на старого слушателя, для которого «Зодиак» – это музыка детства, или всё-таки планируете чем-то зацепить молодёжь?

- Мы не ориентируемся на какого-то конкретного слушателя. Конечно, для нас важно, чтобы людям, покупавшим в 80-е пластинки «Зодиака», было по-прежнему интересно нас слушать, чтобы на концерте присутствовал элемент ностальгии. Однако мы живём сегодняшним днём и хотим, чтобы наши композиции слушало молодое поколение. Поэтому музыкальное мышление у коллектива соответствует веяниям времени. Например, этим летом «Зодиак» выступил на фестивале Positivus в Латвии, возраст аудитории которого не превышает 30 лет. Его посетители очень тепло нас приняли. Так что московскую молодёжь мы тоже в обиде не оставим.

- Видите ли вы некий символизм в том, что ваше выступление состоится рядом с павильоном «Космос» и макетом советской космической ракеты-носителя «Восток», в том самом месте, где когда-то зарождалась московская рейв-культура, а именно знаменитая «Гагарин-пати»? К тому же тематикой ваших композиций является космос и научная фантастика…

- Да, конечно. Можно углядеть здесь долю иронии, но, к сожалению, эту тематику люди постепенно забывают, боятся вновь стать детьми, мечтать, смотреть на звёзды. А ведь каждый из нас несёт в себе частичку Вселенной.

- Не кажется ли вам, что если раньше в электронную музыку вкладывали какой-то сакральный смысл, то сегодня он полностью утрачен?

- Нет, нам всё-таки удалось сохранить космический образ этой музыки. Просто мы стали быстрее жить. А для придания глубокого смысла нужно, чтобы время текло чуть медленнее, и человек погружался в музыку глубже. Справедливости ради стоит заметить, что «Зодиак» в своих композициях не только мечтает и «плавает» в сладких аккордах, в них и агрессивное звучание.

- Вы следите за тенденциями, которые происходят в последние годы в электронной музыке?

- Каждый день выходит что-то новое, поэтому физически не успеваю. Этим занимается мой сын. Думаю, нам необходимо искать собственный путь развития. Сейчас вот обсуждаем пластинку, над которой будем работать в следующем году. Это будет совершенно новый материал.

- «Зодиак» появился во времена, когда кругом господствовала советская эстрада. Ваше же творчество было близко к экспериментам Дидье Маруани и Жан-Мишеля Жарра. Как необычную музыку восприняла тогда советская публика?

- Один факт, что фирма «Мелодия» продала около 20 миллионов наших пластинок, говорит сам за себя. В то время СССР находился в состоянии стагнации. Советская эстрада тоже зашла в своём развитии в тупик, и ей требовалась новая кровь. Население в те годы созрело для перемен, поэтому с появлением первой пластинки «Зодиака» в нашей стране сразу возникло много нового.

- «Железный занавес» создавал проблемы в процессе поиска нового музыкального материала и инструментов?

- Наоборот, даже помогал. Как известно, запретный плод сладок. В свою очередь, это пробуждало интерес к активному поиску. Мы периодически ездили в Москву на встречи с советскими дипломатами, которые в аэропорту передавали нам синтезаторы. Вообще, можно отдельную статью написать с подобными историями. Кроме того, у нас в Риге жили два знакомых конструктора, изготавливавших хорошие синтезаторы.

- Когда образовался «Зодиак», ваша музыка считалась уникальной, а сегодня чуть ли не каждый юнец может написать нечто подобное у себя на компьютере, не выходя из дома. Не жалеете об утрате этого ощущения эксклюзивности?

- Трудно сказать. Времена и обстановка совершенно разные. Но самое главное при любом раскладе – наличие головы на плечах и идей в этой голове.

- Вообще, вы наблюдаете сегодня тенденцию постепенного возврата к старому звучанию?

- Иногда я задумываюсь, почему так происходит. Сегодня у людей якобы много возможностей, но они всё равно возвращаются к прошлому. Чтобы извлечь уникальный звук гитары или синтезатора, нужно потратить не один час. Но мало кто сегодня обладает такой возможностью. А ведь дело, которым ты занимаешься долгое время, становится серьёзным, и результат соответствующим.

- В одном из своих интервью вы сказали, что у вас «нет последователей, потому что все ди-джеи и продюсеры идут сейчас за своими западными кумирами». Означает ли это, что вся отечественная электронная сцена вторична?

- Да, пока я не нахожу весомых причин, чтобы поменять своё мнение. В те годы у нас даже не было продюсера. Да и сейчас это область, которой толком никто не занимается. Поэтому в теории благодаря бурному развитию технологий каждый из нас может создать абсолютно новую музыкальную волну.

- Зачастую популярные в прошлом артисты со временем впадают в депрессию из-за того, что чувствуют свою невостребованность. Ощущаете нечто подобное?

- Как лидер «Зодиака», наверное, да. Поэтому сегодня мы стараемся возродить легендарный для многих коллектив уже на сцене. Как композитор я не ощущаю никакого кризиса. В моём портфолио более десяти мюзиклов, спектакли, две оперы, одна из которых уже 13 лет идёт в Латвийской Национальной опере.

- Как вы сами оцениваете свой исторический вклад в воспитание тогда ещё юных меломанов? Можно ли утверждать, что благодаря вам в сердце советского слушателя зародилась любовь к синтезированному звуку на долгие годы вперёд?

- «Зодиак» победил музыкальную стагнацию и дал импульс другим музыкантам думать самостоятельно, развивать собственные мысли и их реализовывать. Мы появились в пик кризиса, выпустили дебютную пластинку с привлекательной обложкой и интересной, свежей инструментальной музыкой, которая сделала нас сразу же популярной на всю страну. Поэтому да, можно сказать, мы попали в яблочко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру