Нельзя сказать, что реставрация в России совсем умерла, наоборот, в последние годы было осуществлено или начато воссоздание многих знаковых памятников культуры, таких как Большой театр, Никольский морской собор в Кронштадте, храм Александра Невского в Екатеринбурге, Ново-Иерусалимский монастырь и др. Все эти достижения демонстрируются на выставке в холле Дома союзов, где стартовал съезд. Однако эти объекты в сравнении с общей массой разрушающихся памятников культурного наследия — лишь вершина айсберга. Тысячи исторических зданий, храмов и ансамблей ждут своего часа. По словам патриарха Кирилла, чье приветственное слово озвучил на съезде епископ Тихон, при сегодняшних объемах финансирования на восстановление старинных храмов и монастырей уйдет целое столетие. И несмотря на то что финансирование отрасли было увеличено (на восстановление 238 объектов выделено 4 млрд рублей), средств на каждый памятник все равно не хватает.
Чтобы решить проблемы скорее, и организован нынешний международный съезд. Список проблем, которые предстоит обсудить и решить, озвучил советник президента Владимир Толстой, который раньше занимал директорское кресло музея-заповедника «Ясная Поляна» и не понаслышке знаком с ситуацией.
— С середины 90-х годов был нанесен серьезный удар по реставрационной отрасли, которая по своей сути не может являться коммерческой. За 20 лет число реставраторов сократилось в три раза. И сейчас нехватка кадров особенно ощутима. Сокращалось количество государственных центров реставрации, и выросли частные центры, что не могло не сказаться на качестве проводимых работ. Настоящей катастрофой стало применение 94-ФЗ… — в этот момент зал взорвался аплодисментами, тем самым акцентировав важность проблемы.
Действительно, недобросовестная реставрация, сделанная в короткие сроки, в последние годы стала одной из ключевых проблем и привела к утере исторического облика многих объектов. Выбор самых дешевых проектов реставрации не дает необходимого качества — это понятно всем. Министр культуры Владимир Мединский также затронул эту больную тему и заявил, что сейчас Минкульт переходит на заключение длительных контрактов, понимая, что реставраторов нельзя загонять в сжатые сроки, ведь от такой спешки страдает качество. К тому же министр объявил о том, что рассматривается идея создания центральной реставрационной госструктуры на базе Центра Грабаря.
— А нашли ли средства на завершение восстановления здания центра на улице Радио? И если Центр Грабаря будет преобразован, останутся ли за ним его площади? — поинтересовался «МК» у Мединского в перерыве между выступлениями докладчиков съезда.
— Да, деньги нашли, так что в следующем году сотрудники смогут въехать в восстановленное здание. Конечно, никто не собирается отнимать у центра его здания, даже если мы решим создавать крупный госцентр реставрации в другом месте.
— Будет ли продолжена практика передачи исторических зданий в аренду по 1 рублю за 1 метр в год? Опасность недобросовестной реставрации в такой ситуации велика…
— Будет продолжена. В России тысячи памятников культурного наследия, и у нас нет другого выхода, ведь нужно не только восстановить здание, но дать ему возможность жить и функционировать. Простое поддержание памятника в хорошем состоянии требует затрат, и только так пока возможно это сделать. К тому же памятники должны жить и работать, а не простаивать.
Пользуясь случаем, «МК» задал министру вопрос на другую волнующую тему: о ситуации с финансированием фильма Кирилла Серебренникова «Чайковский». Недавно режиссер заявил, что готов принять деньги от Минкульта, от которых, как писали СМИ, он ранее отказался, если сроки сдачи картины будут увеличены.
— А Серебренников и не отказывался от денег. Это все домыслы прессы, — заявил Мединский. — Мы встречались с ним и обсуждали этот вопрос. Мы понимаем, что материал сложный — и чтобы качественно сделать такую картину, требуется время, поэтому не собираемся подгонять режиссера.