Кремлевские звезды пустились в пляс

Сергей Филин провел в Кремле гала-концерт «Звезды балета XXI века»

08.10.2013 в 16:11, просмотров: 2441

Проект Kremlin Gala «Звезды балета XXI века», проходящий на сцене Кремлевского дворца при поддержке Управления делами Президента уже в четвертый раз, из разряда самых ожидаемых балетных событий. Это ответвление от «Звезд XXI века» существующих на Западе уже более 20 лет. Концерты, проходящие в Париже и Нью-Йорке под этой маркой, относятся к числу самых престижных. В этом году дополнительное внимание Kremlin Gala привлек и участием в нем в качестве режиссера-постановщика Сергея Филина.

Кремлевские звезды пустились в пляс
Фото: balletstars.ru

Худрук Большого не прерывал работу над концертом и находясь на больничной койке в немецком городе Ахене: по телефону связывался с помощниками, фонтанировал идеями, и такая работа, очень помогала ему в непростой жизненной ситуации, в которой он оказался.

- Концерт, на мой взгляд, очень сильный и полностью соответствует названию «Звезды XXI века», программа насыщена как никогда – рассказал МК Сергей Филин непосредственно перед концертом. – Участие в таких программах, и приезд артистов на подобные мероприятия – это колоссальная подготовка и огромная работа. Сложный процесс по формированию репертуара начинается примерно за год до самого события. Чтоб артисты просто вышли на сцену, нужно понимать какой будет отобран репертуар, проверить, возможно, ли вообще с художественной точки зрения соединения некоторых номеров в одном отделении или вообще в подобной программе. Трудно поверить, но это так: за все время работы я ни от одного артиста, к которому обращался с предложением принять участие в нашем концерте, не получил отказа.

Программа получилась сбалансированная, подобранная на любой вкус. Тут присутствовала и классика XIX века, и неоклассика века XX, и современные номера. Минуя вступительные речи, без лишних слов перешли к делу. То есть собственно к танцам.

По задумке Филина каждому номеру предшествовала видеозаставка, в которой артисты рассказывали о себе (интервью делал не попавший в кадр Вадим Верник). А во время исполнения на экране возникал соответствующая картинка - в «Корсаре» (в па-де-де из этого балета выступили солисты Мариинки Денис и Анастасия Матвиенко), например, волны моря покачивали пришвартованный в бухте корабль, а в «Манон» (британские звезды Йохан Кобборг и Алина Кожокару провели дуэт из этого балета с большим мастерством сочетая технические сложности и психологизм присущий английскому стилю) возникала комната.

«Если не получится стать артистом балета, стану стоматологом или милиционером» - делится с экрана своими детскими переживаниями Семен Чудин… Хорошо, что получилось. Потому что артист этот - от Бога, что и доказал станцевав вместе с Ольгой Смирновой па-де-де из «Лебединого озера»: красивые ноги, прекрасные стопы, мягкие приземления.

Его партнерша придала концерту настоящую интригу, поскольку до начала вечера так и оставалось загадкой, с кем она собственно будет танцевать знаменитый дуэт Джона Кранко из балета «Онегин» - её запланированный партнер из Штутгарта Эван Макки внезапно свалился с тяжелейшей пневмонией. Сергей Филин вышел из положения поручив эту партию Дэвиду Холбергу – знаменитому американцу ставшему 2 года назад премьером Большого театра. В начале вечера его «Танец блаженных душ» на музыку Глюка в хореографии Аштона смотрелся как откровение – это был действительно танец- молитва. Такое слияние с музыкой, такое растворение в ней, когда каждая нота буквально пронзала тело танцовщика, редко увидишь на балетной сцене. Через несколько номеров Холбергу предстояло танцевать дуэт со Смирновой.

«Я первый раз танцую с Ольгой, и будет интересно, как мы почувствуем друг друга вместе на сцене» - сказал он мне перед концертом. Американец уже танцевал этот балет в Большом и зарекомендовал себя лучшим Онегиным. Смирнова, выступившая на премьере в первом составе (таков был выбор репетиторов фонда Кранко), тоже получила признание публики и критики. Но как они будут смотреться вместе? Словом, риск был немаленький. Но волнения оказались напрасными. То, что в балете называют «химией», то есть взаимодействием между партнерами, во время дуэта возникло сразу, и взаимодействие это было полным.

Такое удивительное совпадение друг с другом на вечере можно было наблюдать ещё дважды. На номере Раду Поклитару под песню в исполнении Лидии Руслановой «На улице дождик с ведра поливает», моя соседка, утверждавшая в перерыве, что у Артема Овчаренко нет «нутра» (в первом отделении он с Евгенией Образцовой показался в па-де-де «Венецианский карнавал»), украдкой вытирала слезы … «Отдадут тебя замуж в семью не согласну» - пела Русланова, Овчаренко брал на руки и убаюкивал Анну Тихомирову, а соседка доставала платочек.

Когда же не танцевавшая в Москве уже 2 года пара Осипова- Васильев показывала на концерте новинки своего репертуара – дуэты из «Собора Парижской Богоматери» Ролана Пети и «Ромео и Джульетты» Кеннета Макмиллана – цепенел уже весь зрительный зал. С этого сезона Наталья Осипова является примой английского Королевского балета, а Иван Васильев разъезжает по всему миру – он премьер Американского балетного театра (ABT), приглашенная звезда Ла Скала, Михайловского театра и Мариинки, теперь готовится к выступлениям в Большом. На сцене парочка напоминала пылких любовников. Они не играли, а просто наслаждались танцем и … друг другом. То есть не просто его Ромео, любил свою Джульетту, или уродливый Квазимодо красавицу Эсмеральду… Васильев на сцене любил Осипову… Гармоническое единство этой пары было поразительным. Когда же его согбенный, уродливый горбун на фоне высвеченных на экране химер знаменитого собора на миг распрямлялся, чтобы потом его тело опять сковала судорога, в этом жесте чувствовалось напряжение всех возможных физических и духовных сил, торжество духа над плотью, победа его героя над своим уродством, хаосом и смертью. Победа, правда, краткая, лишь на миг. Но в этом миге Васильевым была выражена высшая сила артистического бытия.

Весь вечер по прихоти постановщика был окрашен в элегические тона и завершил его Филин - «Объектом перемен», размышлениями о жизни и смерти в актуальной хореографии Пола Лайфута и Соль Леон. Дуэт Дианы Вишневой и Андрея Меркурьева в этом номере сопровождали артисты знаменитой голландской труппы NDT-II, которую Пол Лайфут сейчас и возглавляет. Жизнерадостным на Kremlin Gala оказался разве что парад-алле – финальные поклоны-бисовка всех артистов, которые на прощание трюкачили кто во что горазд.