Венское волшебство в Эрмитаже

Кульминацией австрийского культурного сезона стала выставка экспрессионистов

В Зимнем дворце открылась потрясающая выставка «Шедевры экспрессионизма из собрания Батлинера в Альбертине» — центральное событие австрийского культурного сезона в России. В экспозиции — 55 произведений, все звучные имена: Эдвард Мунк, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Алексей Явленский... Событие значительное, тем более что впервые за тридцать лет работы из одного из крупнейших музеев Европы оказались в России.

Кульминацией австрийского культурного сезона стала выставка экспрессионистов
Оскар Кокошка. «Лондон. Малый пейзаж на Темзе», 1926. Фото предоставлено музеем «Альбертина»

Альбертина — музей с двухсотлетней историей и самым масштабным собранием графики в мире (в фонде — около полутора миллионов рисунков) — в ХХI веке изменился до неузнаваемости. Новый директор музея Клаус Альбрехт Шрёдер за несколько лет совершил настоящую революцию: провел реконструкцию, которая позволила увеличить площади музея в 10 раз (с 2,5 тыс. до 22 тыс. кв. м) и превратил консервативное хранилище рисунков Дюрера, Кранаха, Рембрандта в арт-площадку, вольготно принимающую самых дерзких современных художников. Как раз сейчас там открывается выставка современных российских авторов Dreaming Russia, которая уже успела прогреметь благодаря ее хедлайнеру Леониду Тишкову. Художник снял свои произведения с выставки из коллекции Газпромбанка, тем самым выразив протест против ареста активистов «Гринпис». «Я понимаю и принимаю позицию Леонида, поэтому после разговора с ним мы удовлетворили его просьбу», — сказал г-н Шрёдер «МК» об этой ситуации. Что же касается выставки в Эрмитаже — здесь все прошло как по маслу.

Аугусто Джакометти, «Мир». Фото предоставлено музеем «Альбертина»

— Мы предоставили куратору выставки Михаилу Дедикину полную свободу, и он выбрал произведения экспрессионистов, которых не так много в коллекции Эрмитажа. Единственный спорный момент возник, когда решалось, включать ли произведения русских художников в экспозицию. В итоге взяли одну работу Алексея Явленского, который большую часть жизни прожил в Германии и Швейцарии.

Портрет любовницы Явленского занял место на центральном стенде экспозиции, рядом с работами Макса Бекмана, Августа Маке, Рудольфа Вакера и Христиана Рольфса. В целом на выставке яркий состав имен: серия изящных работ Оскара Кокошки, абстрактные колонны, напоминающие современные небоскребы Франтишека Купка, натюрморты Пабло Пикассо, ломающие традиционное представление о перспективе, пейзажи Отто Мюллера, напоминающие джунгли...

— Экспрессионисты — и художники объединения «Мост», и «Синего всадника» — писали как дикари: так они выступали за возвращение к естеству, к природе. Они во всем (даже в сексе) пропагандировали свободу, — поясняет директор Альбертины.

Работа Алексея Явленского. Фото предоставлено музеем «Альбертина»

Особое место в экспозиции заняла работа Аугусто Джакометти (дяди знаменитого скульптора), который во время Первой мировой войны написал картину «Мир». На ней мастер изобразил четырех девочек, одна из которых держит в руках черную птицу. Работа напоминает старинную полуразрушенную фреску, что говорит зрителю о хрупкости мира. Она интересна еще и тем, что написана мастихином, использование которого, как и ярких неестественных красок, стало одной из отличительных черт экспрессионизма.

В целом проект получился очень изящным, даже роскошным, — не случайно Михаил Пиотровский заметил, что «слово «Альбертина» в музейном мире имеет оттенок волшебства».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру