Жерар Депардье МК: «Остроумно получилось!»

Французский актер впервые выступил на столичных подмостках

Фортепьянный дуэт, балет, художественное чтение, камерный ансамбль, видеоарт — и всё «в одном флаконе». На сцене Концертного зала им. Чайковского прошел Гранд-концерт «Богемное настроение», посвященный французской культуре конца XIX — первой половины XX века. На нем впервые в Москве в качестве театрального актера выступил Жерар Депардье, с февраля этого года еще и гражданин Российской Федерации.

Французский актер впервые выступил на столичных подмостках
Жерар Депардьё. Фото: АЛЕКСАНДР РАЙКО

 

Помимо него другим знаменитым гостем стал Сергей Полунин — звезда английского Королевского балета, также некоторое время назад обосновавшийся в России и ставший премьером Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

— Идея этого концерта пришла ко мне от моего друга, актера и режиссера Жана-Филиппа Анселя, с которым мы в молодости вместе учились. Он был режиссером нашего музыкального спектакля, — рассказал «МК» Депардье по окончании вечера. — Это мое первое выступление на театрально-концертной сцене Москвы. Мне очень понравился блистательный состав музыкантов, по-моему, мы все получили одинаковое удовольствие от этого процесса! Остроумно получилось!

Получилось действительно весело… Депардье, конечно, не «доставал из широких штанин», подобно Маяковскому, краснокожую «паспортину», но походил на революционного поэта в другом — он читал стихи…

«В саду растений в Париже, названном так для стиля по причине животных, которых в нем поместили, странное царит волнение», — звучит из-за кулис на французском знакомый голос актера, который затем появляется на сцене под аплодисменты собственной персоной. Он в очках, в черном пиджаке и жилете, в белой рубашке, подгоняет зазевавшихся оркестрантов быстрее занять свои места. Оркестранты, как послушные дети, рассаживаются. На экранах идет перевод.

Депардье то важно, то комично расхаживает по сцене и читает, держа в руках книжечку. Читает актерски точно, художественно, легко играя. Он представляет публике наполненную юмором, иронией и сарказмом басню французского поэта Франсиса Бланша «Карнавал животных», написанную как раз по мотивам известнейшей «зоологической фантазии» Сен-Санса. А звездные музыканты (Алесандр Рудин, Марк Пекарский, Мария Федотова, Игорь Федоров, Эва Биндере, Юрий Ревич, Максим Хлопьев, Сергей Полтавский и Алексей Курбатов), на один день «сколоченные» в импровизированный оркестрик, играют «Карнавал животных». В «Карнавале» 14 номеров: «Курицы и петухи», «Черепахи», «Кенгуру», «Кукушка в глубине леса» и даже «Слон»…

«Слон берет свой хобот, олень — свой рог, и вот вдруг в тишине рождается для восторга и транса музыка мастера Сен-Санса», — читает Депардье, и в оркестре звучит похожий на слона контрабас Максима Хлопьева. Отрывок о кукушке-воровке иллюстрирует кларнет Игоря Федотова. Музыкант появляется на возвышении, и чтец смотрит на него удивленно снизу вверх. Грузный Депардье очень пластичен и движениями показывает то, о чем читает. В зале смех… «Лебедь — это открытая дверь для самой небесной мечты», — и звучит музыка, всем известная как «Умирающий лебедь». И это единственный серьезный номер в комической сюите.

Несмотря на веселье, охватившее публику к концу вечера, началось полижанровое действо, в котором были представлены почти все виды сценического искусства, довольно серьезно — с видеоарта Станислава Ершова, художественно, жестко и емко охарактеризовавшего эпоху, которому вечер был, собственно говоря, и посвящен. На экранах, установленных в правом и левом углу сцены, крутились документальные кинокадры: блестящее светское общество — вальсирующие дамы в роскошных платьях, господа во фраках, улыбки, шампанское, бал, и тут же — рвущиеся снаряды, кричащие в безумии и боли люди, убитые солдаты, братские могилы, смерть, первая мировая. А созданные в рассматриваемую эпоху импрессионизма и постимпрессионизма произведения Равеля и Пуленка, прозвучавшие затем в исполнении российско-французского фортепианного дуэта Людмилы Берлинской и Артура Анселя, стали своеобразной прелюдией к балету «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси. Премьера этого балета Нижинского также прошла в Париже как раз в предвоенном 1912 году.

Но на сцене перед нами был совсем другой фавн. Не прекрасное пятнистое существо, полуюноша-полуживотное, корчившееся в судорогах оргазмного экстаза. На сцене фавн Сергея Полунина. Он сидит под роялем весь в татуировках и шрамах, в том числе новых, сделанных уже в России, и курит. На спине (о боже!) купола православных соборов, на запястье какой-то крест. На плече чей-то портрет.

— Это что, действительно изображение президента Чечни Кадырова, как я слышал по телевидению? — спрашиваю Алексея Любимова, и сочинившего вместе с Полуниным этот номер.

— Нет, это Игорь Зеленский, наш худрук…

На Полунине какие-то золотые шаровары, заправленные в сапоги, хореография похожа на пластическую импровизацию, а вместо сексуального оргазма, который изображал в последний момент Нижинский, оргазм другого рода — выстрел из пистолета в висок. От этого самого пистолета-зажигалки Полунин прикуривал сигарету в самом начале.

Номер, конечно, пустячный. И, разумеется, всем понятно, что ни о какой ахматовской «Поэме без героя» постановщики (Полунин и Любимов) и слыхом не слыхивали. Но совпадение все же просто поразительное: в поэме молодой человек выстрелом в висок тоже кончает жизнь самоубийством в том самом роковом 1913 году на пороге надвигающихся войн и революций. При этом там появляется и Фавн Дебюсси!

Сколько гибелей шло к поэту,

Глупый мальчик: он выбрал эту, —

Первых он не стерпел обид,

Он не знал, на каком пороге

Он стоит и какой дороги

Перед ним откроется вид...

Что в итоге? Сопоставляя первый акт, с Полуниным, и второй, с Депардье, можно констатировать: некоторая разножанровость и разношерстность в концерте присутствовала. Но таковы уж законы выбранного постановщиками формата, в плавильный котел тут бросается всё: от балета, до басни с видеоартом в придачу. Тем не менее в программе оказалось строго продумано и соблюдено музыкальное единство, да и в отсутствии концепции вечер «Богемное настроение» уж точно заподозрить было нельзя.

«При чем же здесь богема?» — спросит читатель. «Неповторимый момент «здесь» и «сейчас», объясняют постановщики, «философия парижской богемы», и в эту прихотливую «атмосферу» они и предлагают окунуться зрителям.

 

Тем временем Депардье, с блеском выступив на сцене, умудрился попасть в комичную ситуацию в жизни. Интернет-хакеры через портал госуслуг от его имени подали заявление на резервирование даты бракосочетания с некой юной россиянкой. Как стало известно «МК», заявка поступила в Чертановский загс в середине сентября. Шутники воспользовались данными российского паспорта актера, которые есть в открытом доступе, и заполнили соответствующую форму. Заявка на резервирование даты была одобрена, а сама церемония назначена на 6 декабря. Как пояснили работники храма Гименея, зарезервировать дату через портал госуслуг можно за 3 месяца. Но за 2 месяца жених и невеста должны появиться лично, чтобы представить оригиналы документов. В противном случае интернет-заявку аннулируют. Что касается Депардье, то «его» заявку уже отменили. Люди из ближайшего окружения актера рассказали, что актер, когда ему рассказали о его предстоящей женитьбе, с юмором отнесся к ситуации. Искать шутников Депардье не будет. Между тем глава юридического отдела Координационного центра национального домена сети Интернет Сергей Копылов считает, что хакеров можно привлечь к уголовной ответственности. «Ситуация, безусловно, очень неприятная, здесь просматривается уголовная статья 327, часть 3, — «Использование заведомо подложного документа», — пояснил Копылов. — Этих людей легко можно отследить по IP-адресу».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру