Искусство на 200 миллионов

Sotheby's представил в Москве самую ценную коллекцию в своей истории

24.10.2013 в 17:24, просмотров: 1985

Несколько десятков произведений — от искусства старых мастеров до современных художников — представил Sotheby's в рамках своей предаукционной выставки в Академии художеств. Общая стоимость коллекции, привезенной в Россию, рекордная для аукционного дома — около $200 млн. Венецианские мастера, прерафаэлиты, Пикассо, Джакометти, Фальк, Рерих — все эти лоты разлетятся в ближайшие месяцы по частным коллекциям. У столичной публики только день, чтобы оценить шедевры.

Искусство на 200 миллионов
фото: Мария Москвичева

Открывают выставку старые мастера: две парные работы венецианского пейзажиста Каналетто продаются вместе и оцениваются в £8–12 млн. Произведения Джованни Антонио Каналь, больше известного под именем Каналетто (1697–1768), считающегося лучшим пейзажистом своего времени, — настоящая редкость на арт-рынке. Так что виды на площадь Сан-Марко и на Гранд-Канал уйдут с молотка на декабрьском аукционе в Лондоне моментально, уверены специалисты Sotheby's.

Не меньший интерес ожидается в отношении работ прерафаэлитов, чье искусство с таким успехом недавно показывал Пушкинский музей. Самая ценная принадлежит кисти Данте Габриеля Россетти: портрет прачки Элен Смит, играющей на мандолине рождественские песнопения, оценили в £4–6 млн.

— Это самые сильные и серьезные работы прерафаэлитов из всего того, что появлялось на рынке в последнее время, — комментирует зампредседателя правления Sotheby's лорд Марк Полтимор. — Картины Россетти, Холмана Ханта и Тиссо происходят из собрания Уильяма Хескет Левера, успешного промышленника и страстного коллекционера.

На выставке представлено и русское искусство. Потрясающий портрет еврейского коллекционера Якова Каган-Шабшая кисти Роберта Фалька оценен в £2,5–3,5 млн. Редкую работу Николая Фешина «Обнаженная» из собрания голливудского актера Джорджа Монгомери — в £500–700 тыс. А гигантские золоченые вазы, украшенные миниатюрами периода правления Николая I, — в £2–2,5 млн. Но не они самые дорогостоящие на выставке Sotheby's.

Пикассо и Джакометти — вот авторы, за чьи произведения развернется настоящее сражение на ноябрьском аукционе импрессионистов и искусства ХХ века в Нью-Йорке. Портрет любимой музы Пикассо Марии-Терезы Вальтер, написанный в то время, когда она носила под сердцем ребенка, оценен в $20–30 млн. Эта картина долгие годы хранилась в коллекции Ричарда Вейла, а потом находилась в американском частном собрании. Впервые этот портрет Марии-Терезы Вальтер выставляется на аукцион. «Большая голова Диего» — скульптура Альберто Джакометти, изображающая его брата, — тоже раритет. Эта смелая и радикальная для своего времени вещь — одна из шести скульптур, слепленных с лица брата Альберта. Самая крупная в серии была продана за $103,9 млн, другая (среднего размера) — за $53,3 млн. Так что можно ожидать, что и эта скульптура превысит эстимейт, уставленный экспертами Sotheby's, в $35–50 млн.

— Почему работы художников ХХ века стоят в разы дороже, чем искусство старых мастеров? Не завышены ли эти цены? — обращаюсь к лорду Полтимору.

— Спрос рождает предложение: искусство ХХ века больше волнует современного человека, потому что удивляет его. Много лет назад люди изображали победоносные шествия или сентиментальные сцены — это было то, что они видели вокруг себя. А теперь художники создают вещи вызывающие, интеллектуальные, волнующие. И они становятся трендом. Они формируют его стиль. Мне кажется, иногда люди думают, что старое искусство — это старая мода. Я не согласен. Они просто не хотят видеть во всем — и старом, и новом — что-то новое, волнующее и отличное от других.

— Какова роль российских собирателей на арт-рынке сегодня?

— Число русских коллекционеров выросло: по сравнению с 2011 годом, в 2012-м — на 30%. Причем русские собирают не только отечественное искусство. Поэтому мы делаем ставку на Россию.