Культура с музыкой дождя

Негласным символом «Ночи искусств-2013» стал зонтик

Выходные сделали Москву по-настоящему культурной столицей – вечером 3 ноября от вокзалов и торговых центров до музеев и театров город охватила «Ночь искусств». Эта акция-гигант соединила в себе «Ночь музеев», «Ночь театров», «Ночь музыки», «Библионочь» и, соответственно, искусство на любой вкус и цвет. Марафон под дождем по вечерним культурным точкам совершил корр. «МК».

 Негласным символом «Ночи искусств-2013» стал зонтик

16.00. Патриаршие пруды. Всюду разноцветные зонты – люди пришли послушать, как актеры читают «Мастера и Маргариту». Народ кучкуется на Патриках либо под динамиками, либо вокруг металлических столбиков, над которыми потрескивает пламя и клубится дымок – организаторы поставили обогреватели. Зонтики выдают под честное слово, поэтому скоро они оказываются везде – над головами, над колонками, даже памятнику Крылова кто-то даровал желтый зонт. Пока настраивают оборудование, из-под белого навеса всем желающим наливают, конечно, не абрикосовой, как Берлиозу и Бездомному, но горячего чаю – пожалуйста.

А вот и главные гости – Игорь Костолевский и Игорь Ясулович, их голосами булгаковские герои заговорили в радиоспектакле, который начнется с минуты на минуту. Пока же мастера готовы почитать отрывки из романа в живую!

«Аннушка, наша Аннушка с Садовой! Это ее работа!» - голосом Ингеборги Дапкунайте завопили колонки и прервали артистов. Но это не страшно – ведь «однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Зонтики перестают даже шептаться. Процентов 90 пришедших эту первую главу знают наизусть и потому кайфуют. А те, кто не знает, – малыши, которых родители приобщают к классике, да, наверное, огромный пес, с интересом внимающий голосу из динамика вместе с пожилым хозяином. Радиоспектакль назвали «Первая глава», но записаны и отрывки из третьей, и сцена первой встречи мастера с Маргаритой.

Звук завораживает. Но через несколько минут те, кто давно знают азбучную истину – «никогда не разговаривайте с неизвестными», ею пренебрегают. Знакомые и незнакомые, зонты делятся эмоциями: «Здорово… Хорошо сделали. Как будто любимая книга в новой оплетке». Ради такого удовольствия не страшно и грязь вокруг прудов помесить, и померзнуть. Тем более, что не только послушать, но и посмотреть есть на что – стенды с фотографиями и пейзажами современных художников разместились по всему периметру Патриарших рядом с динамиками. Пока корреспондент «МК» выбирается на Садовую, к прудам все еще стекаются молодые и пожилые парочки, целые семейства с кучей несмышленышей и деловые дамы в шляпках.

18.00. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (ВМДПИ), что находится рядом с метро Цветной бульвар, встречает сюрпризами уже у своих ворот. Здлесь дядьки грозного вида в меховых шапках и долгополых кафтанах раскладывают подозрительные деревяшки. Один из них весело наддает на гармони. Остальные обступают кора «МК». При близжайшем рассмотрении, оказывается, это молодые ребята.

- Сейчас мы тебя научим ходить на ходулях! – радуются они, и предлагают засунуть свои подозрительные деревяшки подмышку. Оказывается, действительно, ходули. Но равновесие и терпение нужно недюжинное. «Да ты просто создана для ходуль! От рождения!», - со смехом хвалят «дядьки». Но я то знаю, что у малышни, которую как раз подводят мамы и папы, получается гораздо лучше. Они от радости готовы на этих ходулях весь музей оббегать! Но хороши и папы – внутри сквера стоит навес, где разложенный древнерусские мечи, нарукавники и шлемы. И вот уже великовозрастные мужи наряжаются в металлические доспехи и превращаются в совершенных детей.

- Вон у него одна рука сломана, а на вторую он железяку нацепил, - смеется женщина, наблюдая за заигравшимся мужем.

Дальше по дорожке — решетка на ложках, на которой раскаляют угли – здесь обучают ковке. Спрашиваем у оружейника, что заведует мечами: можно ли на таком огне, допустим, шлем выковать? Он обижается: «Там «художественная ковка». Это значит, железку накалил, один раз молотком ударил – и готово. Так вон, заборы делают. А у меня тут лежат изделия ковки оружейной!»

В самом музее, наконец-то, нет мерзкого дождя. И уже у гардероба слышны звонкие трели – на втором этаже девушки из фольклорного ансамбля «Горожане» водят хороводы и поют народные песни. Ей богу, «Ночь искусств» в ВМДПИ семейный – если папы играют в "лыцарей", мамы готовы до упаду водить с детьми хороводы и играть в «воротца».

Чтобы погреться, можно пройтись по постоянной экспозиции ВМДПИ. А для тех, у кого не хватает терпения, на выходе из музея стоит навес, и девушка в пышном сарафане зазывает на «сладенькое». Тут и медовуха, сделанная в Царском селе, и сбитень, и теплые булочки – все, чего душа пожелает. А для самых активных - игры: «Я знаю пять имен» (прыгаем через плетеную веревку) или «Под мостом с кистенём» (нужно с размаху сбить канатным узлом бутылку).

Возвращаюсь из ВМДПИ в метро, и вижу, что "дядьки" с ходулями добрались и туда. Самая веселая инсталляция «Ночи искусств» - это горожане, падающие перед метро с высоченных деревяшек…

20.00. Еще одна точка импровизированного культурного марафона «МК» - Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке. Здесь проводят экскурсии по новым выставкам. Одна из них – специальный проект 5-й московской биеннале «Андрей Ройтер. Открытый дом». Выставка открылась 18 октября и продлится до 24 ноября. Ценителей авангардиста не много, но интеллектуальное искусство никогда и не было массовым… Картины и инсталляции Ройтера – это взгляд художника внутрь себя. Вот, например, «камера обскура», сделанная из старого чемодана. На ней написано «Don’t help me». Андрей Ройтер родился в 1960-м в России, но уже больше 20 лет живет в Западной Европе. Художник не хотел ощущать себя мигрантом, человеком не на месте, видеть сочувствие или сожаление. Мотив съемки прослеживается не в одной работе: вот видео-камера, разрезанная пополам. Ручка ее направлена на снимающего. Кадры внутреннего мира Ройтера не раскрывают всю его личность: плетеная капсула с надписями и школьным стулом внутри – фрагмент детства, зеленоватая спираль, изображающая детскую горку – абстрактная линия всей его судьбы. Абсурд действительности – в картине «Маляр! Где твой букварь?», пародии на советские плакаты. Буквы здесь разноцветные и аляповатые, как в школьной газете, а на заднем плане – грязноватого цвета книжка.

Когда в Европе интерес вызывали картины с надписями по-русски, Ройтер стал делать на полотнах пометки по-английски. Не желая подчиняться всеобщим течениям, оказаться заслоненным собственным ярлыком, он выработал свой особенный личный, русский взгляд на реальность. Картины Ройтера – кристаллы из его реальных и ментальных путешествий, по его словам, «пища для глаз и ума».

***

«Ночь искусств» стала второй федеральной акцией, во время которой учреждения культуры работали бесплатно и по продленному расписанию. Конечно, полноценно назвать мероприятие ночным нельзя — большинство арт-точек все-таки работали до 11 вечера или до полуночи. Однако пиар-ход сработал: публики на акции было много, возможно, даже больше, чем на «Ночи музеев». Люботыное налюдение: молодежь, как ни странно, оказалась не в большинстве на этой культурной акции. А в целом «Ночь искусств» доставила удовольствие всем, от мала до велика, любителям «высокой авангардной» эстетики и тем, кто предпочитает старую добрую классику. Такие события положительно сказываются и на посещаемости учреждений культуры в принципе: замглавы Департамента культуры Екатерина Проничева рассказала «МК», что в музеях, где проходили подобные акции, количество публики в обычные дни увеличилось на треть. Что ж, это отличный результат.

Смотрите фоторепортаж:

Негласным символом «Ночи искусств-2013» стал зонтик

 Негласным символом «Ночи искусств-2013» стал зонтик

Смотрите фотогалерею по теме

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру