Поэзия радикальной вышивки

В Галерее АЗ концептуально показали искусство стежков

04.02.2014 в 18:48, просмотров: 2663

Приходя в Галерею А3 на выставку «Радикальная вышивка», понимаешь: вышивание — не просто хобби, которое помогает скоротать свободное время. Это целое актуальное искусство, работы в рамках которого сегодня выставляются в музеях по всему миру. Здесь мастера демонстрируют свой талант, используя как привычную всем традиционную технику, так и совершенно неожиданную, придуманную самостоятельно. К «радикальному» искусству в Галерее А3 прикоснулся и корр. «МК».

Поэзия радикальной вышивки
Андрей Кортович, "Зеленая банка"

На выставке расположились картины множества талантливых художников: перед посетителями развернулась целая история вышивки как актуального искусства. Здесь старые полотна гармонично уживаются с новыми. В глаза бросаются разнообразные авторские стили: от имитации живописной техники Александры Лукашевкер до вышитых аппликаций Веры Гараниной. И все они помогают формировать внутреннее пространство или передают цветовую гамму работ. Открывает экспозицию изображение Егора Летова — так сразу и не скажешь, что это «продукт» рукоделия: издали работа похожа на настоящую картину. Но на самом деле это вязаное полотно Тани Кузнецовой и Алексея Йорша. Устроившись неподалеку от вышитых портретов, два внушительных по размеру панно «Ленин и дети» и «Сбор урожая» (из фонда Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Бурылина) выступают здесь эдакими кусочками старины, своими сюжетами напоминая нам о социалистическом прошлом. Подобные труды помогают проследить тенденции изменения образов во времени под влиянием истории. Наряду с масштабными воплощениями социалистического творчества на экспозиции можно увидеть и яркие полотна Андрея Кортовича, выполненные по специальной технике, которую художник разработал самостоятельно.

— Это вышивка по мешковине, — рассказывает «МК» сам художник. — Здесь используется акриловая, синтетическая пряжа в несколько слоев. На каждую небольшую картину уходит примерно месяц, а сюжеты для них я беру, что называется, из головы. Например, полотно «Зеленая банка» я придумал, когда вышел покурить в подъезд и увидел пепельницу-банку. Она, кстати, входит в серию натюрмортов.

Рядом с картинами Кортовича расположились вышитые «фотографии» Агнессы Столпер. Эта непрофессиональная художница в 50-60-х годах занималась копированием картин и открыток. Так на выставке представлено несколько ее работ: «Счастливая улыбка», «Шире шаг», «Коля», «Мальчик со снегирями» и «Малыш». Отличает их то, что все они напоминают карандашный рисунок: каждый стежок имитирует штрих карандаша — таким образом создается иллюзия графики.

Своеобразную технику совмещения тканей и ниток использует Вера Гаранина. Полотна «Снегирь. Пушкино» или «Дом на Большой Морской в Санкт-Петербурге» сочетают в себе вышивку и аппликацию. Короткими стежками художница делает размытые очертания картины более четкими и приятными для глаза. А вот, например, Ольга Носенко предпочитает дополнять свои картины элементами словесности: выписывает нитками на холсте какую-нибудь пословицу или фразу. — Сейчас очень многие люди увлекаются вышивкой, — делится с нами Ольга. — Она, как элемент прикладного искусства, занимает промежуточное положение между живописью и хенд-мейдом. Однако не все мои работы обязательно должны быть вышиты. Я также занимаюсь мозаикой и другими вещами, а вышивку я себе придумала как дело, которое помогает скрасить время. Главное — это мысль и рисунок.