Художественный руководитель Театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян с радостью поддержал идею художественного руководителя Венской Ташенопер Герхарда Динстбира о постановке «Маленького Арлекина» на нескольких ведущих европейских сценах. Вслед за премьерой в Ташенопер спектакль был показан в Оперном театре Граца (Австрия), в марте пройдет в московском Театре имени Наталии Сац, затем будет поставлен в Баварской опере Мюнхена, а в 2015-м эту постановку запланировано перенести на сцену лондонского Ковент-Гарден.
Расширить горизонты восприятия искусства, научить детей видеть, чувствовать современный мир, слушать его смыслы и пульс, приобщить их к мировому развитию культуры – вот задачи, которые ставят перед собой те немногие европейские театры, решающиеся на постановку современного авангарда для юной аудитории.
Поиск нового всегда был приоритетным направлением и для Театра Наталии Сац. Со дня его основания одной из его задач было приобщение детей к великому наследию музыкальной культуры, открытие ими многообразия мира музыки. Сегодня без знакомства с новаторскими опытами композиторов-авангардистов и, в первую очередь, с наследием одного из лидеров этого направления Карлхайнца Штокхаузена это сделать просто невозможно.
Уникален состав творческих сил, привлечённых к реализации этого проекта. К работе над спектаклем привлечены постановщики легендарной труппы Ла Фура дельс Баус (La Fura dels Baus), команду которых возглавляет режиссёр-новатор Карлос Падрисса. Заглавную партию исполняет Мэрве Кацокуглу – единственная исполнительница целого ряда сочинений композитора, в том числе и самобытной пьесы для кларнета «Маленький Арлекин», которая открывает спектакль. Постановка состоит из концертных опусов и фрагментов масштабных сценических произведений Штокхаузена разных лет, что даёт возможность познакомиться с многообразием наследия композитора. Персонажи «вечных» сюжетов – Арлекин и Музыканты, ангелы и демоны – вписаны в футуристическую сценографию и самобытные звуковые миры, созданные фантазией гениального композитора. Столкновение первозданной стихии, современных театральных эффектов, видеоарта и живого голоса музыки рождают на сцене яркое, волшебное и метафорическое пространство.
Справка «МК». В 1990-м году лидер музыкального авангарда приезжал в Москву, и в программы тех концертов была включена открывающая вторую часть спектакля «Маленький Арлекин», «Битва с драконом» из оперы «Четверг», которой тогда дирижировал сам автор. Но это были концертные выступления. А на российской театральной сцене новаторские замыслы Штокхаузена будут воплощены впервые на премьере спектакля «Маленький Арлекин», увидеть которую московская публика может благодаря сотрудничеству Театра имени Наталии Сац с Венской Ташенопер.