Славкин, это жизнь!

Ушел из жизни автор «Взрослой дочери молодого человека»

Не стало Виктора Славкина. Разумеется, его пьеса в оригинале называется «Дочь стиляги», по которой Васильев поставил свою блистательную «Взрослую дочь молодого человека», но по аналогии все уж говорят о Славкине как об авторе именно «Взрослой дочери». Из которой до сих пор звенит в ушах фраза «Это жизнь, Бэмс!». Бывают в истории гениальные совпадения. Так вот Славкин «совпал» с Васильевым, ибо ранее его «Дочь» не захотели ставить в иных звездных театрах. Не поняли. Славкин предлагал новую технологию и в понимании слова, и в работе режиссера с артистами. С его подачи Васильев открыл, по сути, новый театр, ставший законодателем мод на десятилетия...

Ушел из жизни автор «Взрослой дочери молодого человека»
Виктор Славкин.

тестовый баннер под заглавное изображение

Славкин был легким, остроумным, светлым, и тем тяжелее было воспринимать его тяжелую болезнь, с которой он боролся, по сути в одиночестве. Многие узнавали о его смерти от нас, журналистов и буквально теряли дар речи. Как бы то ни было Славкин давно и прочно вписан в историю российского театра XX века. Зачитывать «послужной список» в настоящий момент уж нет большой необходимости: многим он запомнился как автор программы «Старая квартира», кому-то — как автор сценария замечательных мультфильмов, вроде «Гофманиады». Но как ни крути, главный эпизод его биографии — это сотрудничество с Анатолием Васильевым.

Вообще Славкин из тех, кому повезло с компанией. Ведь по образованию он инженер, и мог бы им и остаться, если б не большое сосредоточие талантливых людей вокруг. Как, например, в журнале «Юность», где Славкин стал печататься после первых опытов студии «Наш дом». Кстати, он еще параллельно «служил» в Моспроекте, и в какой-то момент пришлось сделать выбор: таки ушел с работы, пусть на вольные хлеба, на житьё-бытьё на гонорары. «Тогда я был абсолютно счастлив!» — Признавался драматург в своих интервью. Тем более что отделом сатиры и юмора в «Юности» руководил Розовский, после него — Арканов. Не говоря уж о блистательной плеяде из Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского... «это была очень существенная компания», которая точила личность «сорванца», — как он сам себя ощущал в «Юности»...

Ну а дальше началось большое театральное плавание, хотя поначалу ту же «Дочь стиляги» отказывались где-либо ставить, да и название пришлось сменить...

Замечательно сказал о Викторе Славкине его друг — поэт Вадим Жук:

— Витя — прелестный человек. Необыкновенно ироничный, тонкий, веселый прозаик. Автор замечательных юмористических и сатирический рассказов. Их стоит читать и перечитывать. Конечно, жалко его, ведь он тяжело болел. Он очень хороший парень, который часто помогал мне в жизни. Я скорблю и печалюсь, потому что никогда больше не увижу его голубые глаза. Его спектакль «Взрослая дочь молодого человека» я видел в постановке великого режиссера Васильева. А Васильев никогда не возьмется работать с плохой пьесой. Очень редко бывает, когда так сливаются режиссер и драматург. Получилось уникальное явление искусства!

Вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз:

— Я познакомился с Виктором Славкиным на Высших литературных курсах, он тогда учился у Арбузова. Страшно сказать, это был где-то 1973-74 год... И в этой Второй арбузовской студии собралось огромное количество талантливых драматургов, были там никому тогда неизвестные — Людмила Петрушевская, Алексей Казанцев, а также Аркадий Инин, Марк Розовский etc. Та самая компания, которую называли «новой волной». Так вот Арбузов и меня, и Анатолия Васильева пригласил заниматься в эту студию. Мы слушали пьесы молодых драматургов, а позже так и вовсе создали Театр на Мытной... Однажды мне в руки попала пьеса «Взрослая дочь молодого человека».

— А вы тогда работали режиссером в «Современнике»?

— Вот именно. И я читал ее на сборе труппы. Но... труппа не приняла ее, за исключением одного человека — Олега Табакова... Ну вот, потом мы вместе с Васильевым и Морозовым стали руководить драмтеатром Станиславского, и там снова упал взгляд на эту пьесу. Поначалу я репетировал этот спектакль, потом Васильев. В итоге — как известно — «Взрослая дочь» стала поворотом в российском театре. А почему? Потому что Виктор с Васильевым выдали совершенно новую технологию…

— Но его нельзя назвать драматургом одной пьесы?

— Нет-нет, это неверно. Да, «Взрослая дочь» — заметнейший спектакль, но это связано это с режиссурой, в большей степени. Хотя я могу целую лекцию прочесть, почему драматургия Славкина, Петрушевской стала переломом в русской драме. Они разработали предложение к режиссерам, которое потребовало новой технологии... Вот почему многие великие режиссеры — Ефремов, Товстоногов читали их пьесы, но не понимали? «Современник» тоже не принял. Они не понимали — что это, как это играть, зачем? И Петрушевскую никто не понимал, пока ее пьесу не прочел Любимов... Нет, Славкин не «автор одной пьесы», у него много принципиальных работ: «Плохая квартира» (там действие в тире происходит, а люди живут и не понимают почему вокруг стреляют... как это связано с нашей действительностью!), или такая вещь как «Картина» (Витя написал сценарий, а я снял телевизионный фильм). Уж не говорю о «Серсо»...

— «Картина» — вещь знаковая...

— Еще бы, там не сходил с экрана Юрский! Это одна из лучших его киноролей. Фильм возили на разные европейские фестивали, он получил премию в Чехословакии (хотя ни Славкина, ни меня не пустили эту премию получать). И дальше мы с Виктором тесно общались, скажем, он был представителем Боннского биеннале в России, отбирал спектакли. К счастью, и наш театр своим вниманием не обходил. До последнего продолжал писать пьесы, а я все собирался их поставить. И как часто кажется, что жизни нет конца, и все мы успеем…

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Город
Сегодня
20 июля 2025 г.
27°
Weather icon
Ясно
Ощущается как 26°

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру