Ленина снова канонизировали

Исторический музей воссоздал мифы о вождях

25.03.2014 в 20:36, просмотров: 3806

Неожиданный (или, напротив, ожидаемый?) для современной политической ситуации проект открылся в бывшем музее Ленина (Красная площадь, 1/2). Здесь показали выставку "Миф о любимом вожде", где Ленин и Сталин предстали в том канонизированном и идеализированном виде, в каком показывались здесь в коммунистическое время. Зачем сегодня реставрировать культ личностей советских лидеров, разбирался "МК".

Ленина снова канонизировали
фото: Сергей Иванов

 Бывший музей Ленина - ныне филиал Исторического музея - блестит новизной (здание отреставрировали пару лет назад). А вот его содержание теперь возвращает зрителя в прошлое, казалось, ушедшее навсегда. В экспозиции - более тысячи экспонатов из собрания некогда самого посещаемого музея страны. Личные вещи Ленина и Сталина, подарки, которые им преподносили делегации от разных стран и регионов Союза, картины и скульптуры, по которым можно проследить историю канализации образов вождей. Из коллекции, насчитывающей более ста тысяч предметов, куратор выставки Татьяна Колоскова выбрала тысячу самых раритетных и знаковых. Здесь и знаменитая картина ученика Репина Иосифа Бродского, изображающая Ленина задумчиво читающим газеты. И монументальное многофигурное полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерса", написанное тем же автором (оно представлено вместе с набросками художника - на мультимедиа экране можно прочитать о каждом из трехсот участников конгресса). Здесь и  посмертные маски Ленина и Сталина. И макеты мавзолея архитектора Щусева и много других экспонатов, по которым можно проследить трасформацию мифов о вождях и их сподвижников. И десятки вариаций образа Ленина, созданных скульптором Андреевым, так и оставшихся лежать на полке… Нет только современного взгляда на ту эпоху, реакции "других" художников на агитационное искусство (т.е. соцарта), анализа влияния ленинианы на художественный процесс в России, ее отголосков в настоящем. Перед нами, скорее, реконструкция музея Ленина.

Смотрите фоторепортаж по теме: Миф о вожде
10 фото

  На вопрос о том, зачем нужна такая выставка в современной России, ее куратор Татьяна Колоскова, работающая в музее с 1976 года, отвечает словами французского революционера Жана Поля Марата: "Чтобы народ не был снова порабощен, ему необходимо сохранять постоянную бдительность в отношении своих вождей и уметь правильно оценивать их поступки". Знаток искусства художников ленинианы допускает, что найдется немало людей, у которых выставка вызовет раздражение и не без оснований опасается вандализма. Кстати, о сверженных памятниках Ленину напоминает отдельный стенд, на котором можно увидеть и монумент, недавно разрушенный в Киеве.

   Тема культа личности коммунистической эпохи до сих пор остается в числе самых обсуждаемый - не случайно вопрос о захоронении Владимира Ильича чуть ли не ежегодно выносится на общественной обсуждение. "Лучше потратить деньги на развитие образование или сельского хозяйства, чем на захоронение Ленина", - высказывает свое мнение "МК" глава ГИМ Алексей Левыкин по этому поводу. А вот свою историю, уверен музейщик, нужно знать и изучать. Это, впрочем, ни у кого не вызывает сомнений. Хотя, как показывает практика, не каждый школьник сегодня ответит на вопрос о том, кто такой Ленин. По этому поводу Колоскова приводит анекдотический пример: "Ленин был… нергом. Почему? Да потому что боролся с белыми". Такой ответ о личности вождя, кажется, ей приходилось слышать не раз из уст подрастающего поколения.

 Думающий же зритель увидит за историей канонизации вождей механизмы, использованные политиками эпохи коммунизма (и в первую очередь Сталиным) для упрочнения своей власти. Механизмы, которые стоит знать, чтобы не подпадать под их действие вновь. Методы эти, впрочем, коммунизм во многом заимствовал у религии. Один из самых ярких примеров использования религиозного символизма в идеологическом искусстве является картина болгарского художника Теофана Сокерова "Надежда", которую Колоскова решила сделать финальным штрихом к проекту. Холст 1987 года изображает Ленина с нагим младенцем на руках, что символизирует в христианстве неприкрытую истину. Рядом девушка с караваем: хлеб - символ стабильности, как и традиционный наряд героини. Под ногами вождя могильный холмик, напоминающий о предках. Еще одна фигура, мужчины-мученника, отсылает к расправе над болгарским восстанием 1921 года. А женщина, держащая розу и пилотку с красной звездой, в правом углу картины - символ примирение и принятия советской власти.

Нам, современным зрителям, тоже стоит примириться с этой страницей истории российского государства. Не вычеркивать из нее лучшее или худшее, но не забывать те уроки, которые она нам дала. И главное - учиться отличать мифы от реальности.