Книга с таким названием, конечно, цепляет внимание. История существует для того, чтобы каждое новое поколение ее переписывало. Отсюда родом новая книга писателя Сергея Каледина (автора повестей «Смиренное кладбище», «Стройбат») «Почему проиграли войну». Сергей Каледин – относительно известный писатель; «Новый мир» опубликовал «Смиренное кладбище» в 1987-м, в разгар интереса к толстым журналам. Теперь – новая книга. С провокационным названием.
Представляете себе русский шансон? «Владимирский централ» и прочие шедевры, где поют изначально с растопыренными пальцами, хриплыми голосами, наполовину «на фене». Эта песенная культура отлично шли у недавних новых русских под водочку-селедочку и шашлычок-машлычок. Каждый видел: пляж, костер, мясо жарится, мужики с цепями на голых животах, из открытой машины несется что-нибудь про кровь, любовь, братву или бабло.
Манера разговора Сергея Каледина с читателем напоминает именно этот шансон. Манера «междусобойчика». Он хлопает читателя по плечу и, не слушая возражений, хрипло что-то ему говорит, излучая аромат своей любимой рябиновой водки, как он сам называет – «божественное розовое пойло на манер амброзии». Даже неважно, о чем он говорит: рассказывает реальные историю из жизни современной деревни, вспоминает стройбат и свою молодость, размышляет о миллионах погибших на войне… Все как и положено нормальному писателю, нормальные темы, вполне себе любопытные. Важно – как.
«Приварок», «навар», «собирала харч по сусекам», «сучара», «бандюганы», «голяк», «весенние глюки шутки шуткуют», «не бзди, пацаны», «зассал до смерти», «здоровенный пердила», «не про меня базар», «снега тают, обнажается собачье кало» – все это авторская речь, даже не персонажей, а авторская. Вроде и не мат, и ничего в этом страшного нет… Те, кто на данной «фене» общаются ежедневно, с большим восторгом прочитают книгу Сергея Каледина.
Наконец – почему же проиграли войну, по мнению автора?
Все ясно по цитатам.
«Треть века назад» говорили о 20 миллионах погибших, к прошлогоднему юбилею их стало 27, сегодня речь идет о 30. Публицистика 60-х годов обрадовала родину, что «не только залпа «Авроры» не было, но и победа под Нарвой оказалась поражением, и с героями-панфиловцами неувязка». «Мне друган-фронтовик рассказывал: после войны они еще полгода в Будапеште стояли. Сталин все принюхивался, не огулять ли ему весь мир по инерции?» «Гитлер положил восемь миллионов, мы – тридцать. Это Победа?» «Генофонд уничтожили… И перед войной – отрицательная селекция… Кто довел? Советская власть… Коммуняки…» «Мне они действительно ничего не сделали: не повесили, не посадили. Но, во-первых, я дышал с ними одним воздухом, проживал на совместной территории – уже урон немалый. За это за одно уже досрочная пенсия положена. Но главное – веру в Бога, скоты, отняли». Действительно…
В общем, вердикт автора таков: не мы победили, а Гитлер проиграл. А победу не одержал, а претерпел народ.
Каждый оценивает данную позицию как считает нужным. К слову сказать, напомним: недавно Сергей Шойгу предлагал в качестве законопроекта идею уголовного наказания за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. Проект, разумеется, поддержан не был.
Во время автограф-сессии Сергея Каледина в книжном магазине рассуждения автора слушал, слегка улыбаясь, пожилой человек – из тех, про кого говорят «благородная старость». Явно пенсионер, возможно, и ветеран. Когда было предложено задавать автору вопросы, этот человек проговорил: «У меня есть вопрос. Да только он ведь не ответит…» Так ничего и не спросил.