Нет повести банальнее на свете, чем повесть о юной наивной провинциалке, приезжающей в Москву. Более того — героиня слышит музыку и метит в консерваторию, в класс композиции. Юное дарование приглянулось именитой профессорше, суровой, но справедливой. А еще у героини есть сестра, к которой она и приезжает. Сестра живет на птичьих правах в клинике: у нее десятилетний сын с тяжелой болезнью почек, ему нужна дорогостоящая операция. Есть еще крутой бизнесмен и неисправимый бабник, не знающий, куда деньги девать: то ли на футбольные матчи в Лондон летать, то ли яхту новую купить. Ясно как день — в финале девушке он поможет и племяннику ее операцию оплатит. Все так. Но отчего-то же отобрана картина “Слушая тишину” в главный конкурс “Великолепная семерка “МК” V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”?
Дело не только в сюжете, а в том, как он рассказан. Режиссер-дебютант Александр Касаткин и оператор Андрей Найденов используют не один, не два, а целых три изобразительных стиля. Тема главной героини Насти, той, что слышит музыку, заявлена изысканным до декоративности языком арт-кино. Линия циничного бизнесмена Дмитрия ведется в стилистике клипа. Когда действие приводит нас в клинику, где страдают измученные гемодиализом дети и издерганные неизвестностью матери, язык фильма становится жестким, почти документальным.
При этом и актеры играют точно в заданной стилистике. Алина Сергеева — Настя — с легкой отрешенной улыбкой вслушивается в свою внутреннюю музыку. Дмитрий Марьянов — бизнесмен Дима — живет как персонаж клипа, то музыкального, то рекламного. В связи с этим особый смысл приобретает его неожиданная реплика в середине фильма: “В детстве я хотел стать персонажем мультика” — и ответ его очередной любовницы: “Можешь успокоиться, ты им стал”. “Матерый” профессионал Марьянов не в первый раз работает с режиссером-дебютантом, не в первый раз удачно. Но фильм “Слушая тишину” и его режиссер Александр Касаткин, без преувеличения, открыл совершенно нового Марьянова. Все внутренние перемены, происходящие с персонажем, актер передает с такой щемящей искренностью, что не поверить в его почти волшебное преображение просто невозможно.
Есть в фильме и еще одно, может быть, самое яркое актерское открытие — Мария Звонарева в роли Настиной сестры Али. Это при том, что ансамбль картины в целом очень силен. Великолепна Ия Саввина, уверенно играющая яростную, авторитарную профессоршу. Точен и виртуозен Виктор Раков в роли безалаберного композитора-неудачника. Да и каждый эпизодический персонаж накрепко врезается в память.
Но то, что делает Мария Звонарева в своей почти манифестационной роли матери, готовой на все ради спасения сына, заставляет говорить не просто о ярком таланте. С Алей на экран — наконец-то! — пришла настоящая социальная героиня. Частная судьба, до боли узнаваемая, обретает в ее исполнении ту силу социального обобщения, с которым мы не встречались, пожалуй, со времен героинь Нонны Мордюковой и, позднее, — Нины Руслановой.
Странную сказку рассказал дебютант Александр Касаткин. Да и сказку ли? В каждом повороте сюжета, в каждом персонаже жизнь реальная, порой трагичная, иногда безнадежная. И все это пронизано авторской убежденностью в том, что люди, какими бы они нам ни казались на первый взгляд, по сути своей — добрые.
Чтобы выдвинуть такое кредо и отстаивать его, нужна определенная смелость. Тем более сегодня. Тем более — в кино.