А почему б не стать? Задел хороший: вчера ростовцы (числом в 103 музыканта) выступили вторыми на Фестивале симфонических оркестров мира – между Бамбергом и Шведским Радио, – “соседство” обязывает. Класс – “курсом на повышение”, инструментарий обновляется, дирижер амбициозный, что еще надо для победы?
Откуда-то из-за кулис Колонного зала выныривает Юрий Ткаченко (худрук и главный дирижер) – молодой, горячий, бойкий, с таким правильным упертым апломбом. С ростовцами возится уже год и два месяца – срок: непотребные единицы заменил, имидживые концерты дает (Испания, Польша, японский Сантори-холл), теперь пойдет к губернатору зарплаты повыше выбивать: “вот для маэстро Гергиева нет нерешаемых проблем, – говорит, – так что есть у кого учиться, есть на кого равняться”. Смел и дерзок, регионом гордится: привел список именитых солистов – ростовчан по рождению, добавляя с веселой, но избитой издевкой “это так, на всякий случай”, чтоб помнили.
– Долгие годы Ростовский оркестр, в отличие от Новосибирска или Екатеринбурга, оставался в тени. Хотя нам почти 75 лет. И мне хочется, чтоб и оркестр, и регион наконец зазвучали: такая честь играть на этом фестивале!
Программу подобрали непростую – полная версия балета “Жар-птица” Стравинского (1910) и “Божественная поэма” Скрябина. Старались так, что иногда из Скрябина чистый рок высекали, а на Стравинском, напротив, томили (истома) добротной академичностью, зал отдыхал. Кстати, “фишка” именно этого концерта в том, что по велению губернатора местной филармонии дают деньги на 100% замену инструментария, “фестиваль, приглашая оркестр, будоражит умы региональных руководителей”. Ткаченко:
– Шесть миллионов рублей из выделенных мы уже освоили: у нас новые кларнеты, гобои, тромбоны. Теперь освоим еще 10 млн – весь оркестр оснастим, включая контрабасовую группу.
Впрочем, и тут проблем возникает тележка. По закону, как известно, пресловутый тендер надо проводить. Вот и подряжаются подчас в поставщики какие-то сомнительные фирмы. Флейта $10 000 стоит, так они ее за 6000 поставить норовят, а дирижеру нужен конкретный инструмент с конкретной спецификацией, про которую горе-поставщики вовек не слыхали: “если флейта, то мне нужна именно флейта Мурамацу, а они не понимают, вот два тендера уже и отменили”.
Еще один прокол вышел с Госколлекцией уникальных инструментов. По фестивальной задумке ростовцам должны были – если Госколлекция согласится – дать для одного выступления ценные струнные – скрипки, альты. Но…
– К моему сожалению, – качает головой дирижер, – согласие из Госколлекции мы получили за день до отъезда из Ростова. Это как взять “Ферарри” за день до соревнований. Такие вещи я считаю неправильными и невозможными. Ну для чего эти инструменты? Они же все равно лежат там, пылятся. На них играть надо, чтоб люди слышали, в этом смысл!
Впрочем, все эти “шпильки” на духе игры ростовцев никак не отразились, вчера они были в ударе. Ну и дай бог…