Чмок-чмок! Традиционным поцелуем поприветствовал президент Московского кинофестиваля Никита Михалков первого гостя церемонии закрытия — свою супругу Татьяну. Второй поцелуй достался его младшей дочке — Наде. Ну а дальше прибывали уже не члены семьи, а просто гости. Никита Сергеевич, впервые появившийся на фестивале в тщательно выглаженных брюках, старался расцеловать всех. Репортеры “МК” сосчитали все поцелуи. Их было 172.
Желающие быть расцелованными Михалковым собрались во внушительную очередь. Возглавляла ее чета Бондарчук — щеки Федора и Светланы заслужили 58-й и 59-й поцелуи. Племянник Никиты Сергеевича Егор Кончаловский, которого всю дорогу Любовь Толкалина отчитывала за то, что тот слишком далеко от “Пушкинского” припарковал машину, поцеловался с дядей 81-м. В это время в самом начале красной дорожки Гоша Куценко буквально налетел на Ивана Стебунова с поздравлениями со свадьбой (актер на днях женился на Марине Александровой):
— Я тут тоже скоро собираюсь жениться, если что, позвоню тебе, расскажешь, какая она — семейная жизнь! — заинтриговал всех Гоша. Их поцелуй с Михалковым стал 100-м.
Виктория Толстоганова и Мария Миронова стали соответственно 113-й и 144-й, а вот Константин Крюков не только целоваться не стал, но вообще демонстративно прошел мимо президента фестиваля. Последними, кому достался звездный поцелуй, стали Николай Басков и Олеся Судзиловская. Чмоков могло быть больше, но разразился ливень. Наблюдая за тем, как пафосная красная дорожка превращается в размякший палас, Николай Басков заметил:
— Когда я случайно уронил свой билет в лужу перед домом, сразу подумал, что что-то подобное случится.
Оказавшись в толпе гостей, не торопящихся занимать свои места в душном зрительном зале (что такое кондиционеры, кинотеатр “Пушкинский” давно забыл), Басков направился к бару за минеральной водой. Но русских денег у певца с собой не оказалось.
— А давайте я вам спою! — быстро нашелся Николай. — И исполнив две высокие ноты, тут же скрылся с двумя бутылками воды в зале, где уже целый час гости сходили с ума от жары. Как монотонно декламировал голос диктора: “Задержка церемонии связана с нелетной погодой в районе Шереметьево”. Это организаторы ждали, пока приземлится самолет с Изабель Юппер на борту — актрисой, получившей приз имени Константина Станиславского “Я верю!”. Надо сказать, хрупкая француженка стала единственным светлым пятном в скомканной церемонии награждения.
— В детстве я смотрела одну фильму русскую, — начала Юппер на русском с трогательным акцентом. — “Летят журавли”. И когда я смотрела, как Татьяна Самойлова в конце плакала и улыбалась одновременно, тогда я и решила стать актрисой. Поэтому этот приз для меня так важен. Очень спасибо!
Ну а по-настоящему почувствовать себя в сумасшедшем доме гостям дали в самом конце церемонии, когда Михалков со сцены представил приз “За лучшую режиссуру на Евро-2008” Гусу Хиддинку. Никто не потрудился объяснить, откуда в регламенте кинофестиваля появился приз за спортивные достижения. Даже тот факт, что фильмом закрытия стала документальная лента “Марадона глазами Кустурицы”, слабое тому объяснение.
А теперь по-взрослому. Надо признать, юбилейный ММКФ, как ни старались его организаторы, так и не стал юбилейным. Такое ощущение, что этот фестиваль один из самых скучных за многие годы. Конкурс — слабый и вялый. Звездных гостей — нет. Уилл Смит и Шарлиз Терон не в счет — ребята летели на промоушн своей картины, а не на ММКФ, увы. В чем же причина? Кто виноват и что делать? Свое мнение узкому кругу журналистов поспешил высказать Михалков, понимая, что вопросов много и какие-то слова сказать надо. Вот основные плюсы и минусы ММКФ по версии Н.С.М.
Главная радость:
• Прекратили свое существование пьяные тусовки. И вообще значительно повысилось количество трезвых людей на улице.
Главное разочарование:
• Мне шестой год подряд приходится объяснять журналистам, почему до сих пор не начались работы по строительству единого фестивального центра. Могу сказать, что единственный человек, из-за которого этого до сих пор не произошло, — Юрий Михайлович Лужков.
Главная задача:
• Пока охвачены кинопрокатом только города-миллионники. 80 миллионов зрителей не имеют доступа к кинотеатрам. Нужно довести количество кинозалов до 4500. Как только это произойдет — автоматически и продюсеры, и звезды со всего мира будут заинтересованы в ММКФ.
МЕЖДУ ТЕМ
На банкете, посвященном закрытию кинофестиваля, в Нескучном саду гостям скучать не давало алкогольное изобилие. В немногочисленной толпе гостей был замечен редкий персонаж светских тусовок — Николай Расторгуев. Артист, про которого еще недавно только и разговоров было, что на тему его болезни, выглядел вполне здоровым. И вроде бы даже не брезговал местным виски в компании актеров.
Под привычными в эту пору для Пушкинской набережной белыми шатрами кинофестиваля засветились нынче Светлана Дружинина, Андрей Житинкин, Дмитрий Дибров с супругой, собственно сам Никита Сергеевич и прочие. В немного по-чопорному наряженной в дождливую погоду толпе ярким пятном выделялось семейство Дибровых. Дмитрий — в широченных брюках-широварах с подтяжками, его жена — в о-о-очень коротенькой юбчонке и легинсах в сеточку. Реакция на свой внешний вид смелую парочку только забавляла.
ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ
Главный приз — “Проще простого”, реж. Сейед Реза Мир Карими.
Специальный приз жюри — “Простая душа”, реж. Марион Лэйн.
Приз за лучшую режиссерскую работу — Явор Гырдев, “Дзифт”.
Приз за лучшее исполнение женской роли — Маргерита Бай, “Дни и облака”, реж. Сильвио Сольдини.
Приз за лучшее исполнение мужской роли — Ричард Дженкинс, “Посетитель”, реж. Томас Маккарти.
Приз “За лучший фильм конкурса “Перспективы” — “Кумбия нас связала”, реж. Рене Вильярреаль.
Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм Основного конкурса — “Однажды в провинции”, реж. Катя Шагалова.
Приз жюри российской кинокритики за лучший фильм Основного конкурса — “Проще простого”, реж. Сейед Реза Мир-Карими.
Приз жюри российской кинокритики за лучший фильм конкурса “Перспективы” — “Один кадр”, реж. Линда Вендель.
Приз зрительских симпатий лучшему фильму Основного конкурса — “Для моего отца”, реж. Дрор Захави.
Приз Федерации киноклубов России за лучший фильм Основного конкурса — “Дзифт”, реж. Явор Гырдев.
Приз Федерации киноклубов России за лучший фильм российской программы — “Не думай про белых обезьян”, реж. Юрий Мамин.