Молитва вне формата

Валентин Овсянников: “Оперу “Мастер и Маргарита” я писал 25 лет!”

“Мастер и Маргарита” на театральных подмостках? Сон ли это? А вот и нет: замечательный композитор, художественный руководитель Московского детского театра эстрады Валентин Овсянников сочинял свою оперу четверть века. Премьера “Мастера…” состоится в сентябре этого года. “МК” узнал подробности из первых рук.

— Все те, кто брался за сценическое воплощение романа, сталкивались с удивительным…
— Удивляет срок работы над сочинением — 25 лет! Притом что обычно я пишу очень быстро. А “Мастера и Маргариту” я переделывал раз пять от начала до конца. Кроме того, много лет назад мне приснилось вступление к опере в том виде, в каком оно существует и поныне. И не так давно приснилась “Молитва”, которой начинается финал оперы.
— Насколько известно, и Градский, и даже Уэббер стремятся к музыкальному воплощению “Мастера”…
— У каждого есть право на свое прочтение “Мастера”. Вот вы не упомянули Слонимского, Вайду, Любимова, Кару, Бортко… Насколько удачны или неудачны эти интерпретации, судить зрителям. Оригинальность моей версии содержится в самом названии — опера-фантазия по мотивам романа Булгакова. Старался не навязывать конкретных образов, в моей опере многое “додумывается” и “фантазируется” самими зрителями.
— Вы затронули тему участия ваших учеников в опере…
— Ни для кого не секрет, что 20 лет назад я создал Московский детский театр эстрады и по сей день являюсь его худруком. За эти годы многие выпускники театра стали гордостью нашей культуры, но большинству не удалось пробиться сквозь медные трубы шоу-бизнеса. По ряду причин весьма субъективных, таких как самодостаточность и независимость, неумение втиснуться в так называемый “формат”, нежелание раздвигать ноги. И мое приглашение участвовать в кастинге в первую очередь относится к выпускникам театра. Кому, как не им, я могу доверить исполнение?
— Но все же в каком “формате” написана ваша опера?
— Формат придумали “двоечники”, не читавшие Пушкина и Пастернака, не слушавшие Рахманинова и Берлиоза. Нельзя многомиллионную аудиторию российских слушателей и зрителей считать быдлом. И развлекать их надо честно. Ну а если смотреть на мое сочинение с точки зрения теории музыки… Форма — опера-фантазия. Стилистика — арт-рок, джаз-рок с ярко выраженным мелодическим началом, берущим свои корни в городском романсе, балладе. 
— Сколь трудно ставить оперу сегодня — в сложившейся экономической ситуации?
— “Времена не выбирают, в них живут и умирают”… Роман великого писателя был опубликован через 17 лет после его смерти и создавался в далеко не самые благополучные для России годы. Надеюсь, ко мне время будет более благосклонно.  Есть такое затертое слово “патриотизм”. Для меня это не пустой звук, не лозунг и не слоган. Это моя страна, это мой народ, и я должен вопреки всему делать все возможное для их процветания.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру