Говорят, что кризис непременно пошатнет затянувшееся каннское благополучие. Ничего подобного. Звезды все так же пакуют чемоданы, цены все так же взлетают вверх, а бюджет фестиваля все так же составляет 10 миллионов евро. Например, в отеле Martinez, расположенном на Круазетт, свободных номеров нет уже с февраля. Заняты даже знаменитые номера в стиле Art Deco по 36 тысяч евро за ночь. Кажется, кризис никогда не затронет самое прибыльное для небольшого приморского городка событие — кинофестиваль, ведь 70 процентов гостиниц сохранили прежние цены на номера, а 25 процентов даже повысили.
В практически прежнем объеме будут присутствовать на многочисленных каннских мероприятиях крупные голливудские студии и знаменитые компании.
Чего кризис не коснулся — так это кино. Программа в этом году такая, что, посмотрев даже ее половину, можно умереть с чистой совестью. В ней и Педро Альмодовар с любимой Пенелопой Крус, и Кен Лоуч, и Гаспар Ноэ, и Пак Чан-Вук, и Ален Рене, и Цай Мин-Лян, и Джейн Кемпион. И это только конкурс. В прочих каннских программах — Павел Лунгин, Алехандро Аменабар с Рейчел Уайз, Сэм Рейми, Мишель Гондри. Выбрать из этого великолепия невозможно, но мы сделали попытку. Итак, вот фильмы, которые ни за что нельзя пропустить, если вас вдруг занесет на 62-й Каннский международный кинофестиваль.
“АНТИХРИСТ”
Кто: Ларс фон Триер, Уиллем Дефо, Шарлотта Гинсбур.
Детали: Говорят, это будет мистическая драма. Говорят, что это история супружеской пары, потерявшей ребенка и отправившейся жить в лесную глушь. Говорят даже, что этот фильм Триер, едва отошедший от трехлетней депрессии, снял, чтобы доказать, будто мир создал Сатана.
“БЕЗСЛАВНЫЕ УБЛЮТКИ”
Кто: Квентин Тарантино, Брэд Питт, Сэмюэль Л.Джексон (он, правда, выступает в роли рассказчика), Тиль Швайгер, Майк Майерс, Мэгги Чун.
Детали: Режиссер настаивает именно на неправильном написании обоих слов, что уже обещает отменное веселье. Прибавьте к этому замечательную вышеперечисленную компанию и сюжет: действия американо-еврейского подполья, чья задача — вселять страх в фашистов, оккупировавших Францию во время Второй мировой.
“ВООБРАЖАРИУМ ДОКТОРА ПАРНАССУСА”
Кто: Терри Гиллиам, Джонни Депп, Хит Леджер, Колин Фарелл и Джуд Лоу.
Детали: Главный герой фильма, попав в Воображариум доктора Парнассуса, мистический театр, путешествует по мирам, каждый раз возвращаясь с новым лицом.
“ЦАРЬ” (“Иван Грозный и митрополит Филипп”)
Кто: Павел Лунгин, Петр Мамонов, Олег Янковский.
Детали: Лунгин — если и не любимец Канн, то режиссер, чье имя там хорошо помнят. “Царь” — историческая лента о двух годах правления Ивана Грозного и его отношениях с митрополитом Филиппом, который отказался благословить Ивана IV на царство.
— А то, что вы не попали в главный конкурс, вас не расстраивает?
— Нет. (Смеется.) Любой режиссер, попадающий в основную программу, притворяется, что едет на фестиваль не за призами. На самом деле все туда едут за наградами. Я же от этой нервотрепки буду освобожден, и хорошо.
— Говорили, что у вас были какие-то сложности на финальной стадии работы над фильмом?
— Сложности есть у всех и всегда. Вы же сами видите, какая ситуация в мире. Но на данный момент все позади. Сейчас мы как раз делаем перезапись. К нашему показу в Каннах все закончим.
— Чего вы в первую очередь ждете от 62-го Каннского кинофестиваля?
— У меня ожидание одно — чтобы посмотрело мою картину как можно больше людей. Ну и чтобы купил ее кто-нибудь. (Смеется.)