В Грузии любят и ждут наше кино

Светлана Светличная нашла в Тбилиси армию поклонников

11.11.2013 в 17:50, просмотров: 3584

Вечер закрытия IV Фестиваля российского кино в Тбилиси начался с небольшого скандала. Вернее, так хотелось тем, кто устроил демонстрацию перед центральным кинотеатром города «Руставели». Их было всего пятеро, стоящих с плакатами у входа. «Руки прочь от Грузии», «Stop Russia». «Сначала деоккупация, кино потом», «Давай танк назад», - вот что было дословно написано на этих листах бумаги. Организаторы кинопраздника с грузинской стороны стали извиняться перед нами, членами российской организации за манифестантов. Но нам было просто странно видеть людей с такими плакатами, поскольку такого количества любви, добрых слов в адрес России и нас, ее жителей, мы не встречали, наверное, ни в одной другой стране мира.

В Грузии любят и ждут наше кино
фото: Елена Ардабацкая

Люди с плакатами достигли обратного эффекта. Благодаря им закрытие Фестиваля российского кино стало даже более теплым, дружеским, чем обычно бывает на официальных мероприятиях. Все выходящие на сцену были взволнованы, помня о том, в какое непростое время проходит праздник кино и, конечно, говорили об апрельской трагедии, случившейся 25 лет назад, когда буквально в двух шагах от кинотеатра столько людей было забито насмерть саперными лопатками. Люди искусства, далекие от политики, оказались опрокинуты в нее. Андрей Смирнов, гордость российского кинематографа («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»), получая приз имени Софико Чиаурели «За вклад в киноискусство», был встречен овацией, зал встал, приветствуя его. А он сказал непротокольные слова:

- Нас с Леной, моей женой, покорила абсолютная любезность, искренность, улыбки, которые мы встречали за эти дни в Тбилиси. Везде – на улицах, в ресторанах, даже если мы спрашивали просто, как пройти, мы ощущали такое тепло и внимание, что были просто счастливы все это время.

фото: Елена Ардабацкая
Светлана Светличная

Такой же приз получил классик грузинского кинематографа Эльдар Шенгелая. Режиссер фильмов, бывших участниками крупных международных фестивалей («Белый караван» был показан в главном конкурсе Каннского фестиваля) говорил о том, как важно, чтобы тут, в Грузии, знали о том, что происходит в русском кино. Он приехал прямо со съемок – после почти двадцатилетнего перерыва Эдьдар Николаевич, которому в этом году исполнилось 80 лет, снова снимает кино! Он даже пошутил, что можно считать это новым дебютом. Его фильм «Кавказское трио» рассказывает историю трех друзей – грузина, азербайджанца и армянина. В сентябре, кстати, были съемки в Москве, а одну из главных ролей играет Юрий Стоянов. Сценарий написал тоже легендарный кинематографист Рустам Ибрагимбеков.

фото: Елена Ардабацкая
Алексей Чупов (режиссер фильма "Интимные места")

На закрытии показали фильм-победитель «Кинотавра» «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Истории учителя географии, живущего, как он сам говорит, «в центре континента», в Перми, блистательно сыгранного Константином Хабенским с первых кадров вызвала смех и полное понимание в зале. И сразу все забыли про демонстрантов, про политику, хорошее кино погрузило нас в свой мир.

фото: Елена Ардабацкая
Андрей и Елена Смирновы, Ираклий Квирикадзе.

А накануне в том же кинотеатре тбилисцы приветствовали Светлану Светличную. Звезда советского кино приехала не почивать на лаврах былых заслуг. Она представляла свою новую работу в кино – картину Йоса Стеллинга «Девушка и смерть», где сыграла даму даже старше своих лет. О чем, с удовольствием рассказала зрителям перед началом показа:

- Моей героине за восемьдесят. А мне – 73, и я не скрываю свой возраст, хотя всегда стараюсь выглядеть моложе – кокетничаю, ношу короткие юбки. Профессия не дает мне скорбеть и унывать, и я рада этому. На пробы к Стеллингу я пришла в коротком белом платье – было лето, жарко, и я оделась совсем легко. Йос спросил меня через переводчицу: «А вы знаете, что будете играть не молодую Нину, а Нину в старости?» Мне было так радостно это слышать! Конечно, я знала, ведь мою героиню в молодости играла Рената Литвинова. И я даже попросила режиссера показать уже отснятый с нею материал, стараясь быть похожей на нее, двигаясь и говоря, как она.

Зал встречал чуть ли не каждую фразу Светланы Афанасьевны аплодисментами. Да и везде, где бы она не появлялась, а Светлана Светличная не пропустила ни одной экскурсии за эти дни, ей восхищались, дарили вино, виноград, сладости. А один поклонник даже специально для нее принес в кинозал какое-то экзотическое дерево, небольшой росток, украшенный перьями и цветами, который она пообщала увести с собой и посадить дома в цветочный горшок. Та, кого называли первым секс-символом нашего кино, приехав в Тбилиси, первым делом спросила, где можно посмотреть картины великого грузина Пиросмани. На ужинах она читала стихи Волошина и не просилась уйти пораньше, не дослушав красивых тостов хозяев, хоть и растягивался ужин, как правило, до поздней ночи.

Фестиваль российского кино, организованный с помощью Министерства культуры РФ вызвал большой интерес тбилисцев. И пусть молодые грузины, приходящие в залы, иногда не понимали каких-то новых русских слов, организаторы киносмотра принципиально не стали привозить копии с английскими субтитрами. И залы были полны, как на лентах-лидерах нашего проката («Метро», «Легенда №17»), так и на фестивальных хитах («Интимные места», «Рассказы», «Шапито-шоу»).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

фото: Елена Ардабацкая
Вячеслав Шмыров

Вячеслав Шмыров, программный директор фестиваля, главный редактор журнала «Кинопроцесс»:

- Идея проводить Фестиваль российского кино возникла у грузинской стороны. Владельцы центрального кинотеатра города «Руставели» обратились к режиссеру Эльдару Рязанову и правозащитнице Алле Гербер, а они посоветовали меня в качестве программного директора. В отсутствии дипломатических отношений между странами получить поддержку российской стороны в проведении нашего киносмотра было непросто, но нам помогли Михаил Швыдкой и Станислав Говорухин. С прошлого года фестиваль поддерживает Министерство культуры Российской Федерации. Настоящая проблема только в одном — имея возможность привезти большую команду кинематографистов с их фильмами (а в этом году их уже 30!), не можем высчитать ту обстановку, в которой окажемся. Сегодня, скажем, есть непростая ситуация, связанная с установлением границы между Грузией и Южной Осетией. Любая проблема в политических отношениях моментально вызывает в Грузии волнение. За две недели до каждого фестиваля я слышу: «Давайте отменять, пошло обострение, люди не придут». Но наступают новые времена — избран другой президент. Спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе поддерживает нас — мы познакомились с ним в прошлом году в Доме-музее Софико Чиаурелли, куда нас всех пригласил сын актрисы Нико.

Мы стараемся показать весь спектр нашего кино — от лидеров проката до совсем молодого кино. Фестиваль принципиально русскоязычный. Да, есть среди молодежи те, кто плохо владеет русским языком. Но я считаю, что мы делаем правильно, не давая английских субтитров. Молодежь все-таки приходит, причем, как выясняется, они следят за тем, какие российские фильмы имели успех на международных фестивалях и осознанно выбирают, что смотреть.

Константин Лузиньян-Рижинашвили, организатор фестиваля с грузинской стороны:

- Я хочу, чтобы русское киноискусство вновь обрело своего зрителя в Грузии. И не найти другой более экспрессивный и понятный каждому язык, нежели язык кино, чтобы наладить контакт. У нас одни проблемы, много общего со стороны ценностей, стремлений. Конечно, страшная история 9 апреля 1989 года нас объективно отбросила. Пока все происходит на непростом эмоциональном и политическом фонах. Еще месяц назад эмоции были на пределе, когда шла демаркация границ, тупо, по-солдафонски, по-живому — кто-то остался без дома, у кого-то могилы оказались по ту строну. Грузины — народ эмоциональный, уж извините, много молодежи, творческих людей выступали по этому поводу. Но мы решили не переносить Фестиваль российского кино, хотя и не «развевать его красным флагом». Надеюсь, человеческий контакт с цветом российской кинематографии поможет преодолеть разногласия политиков. В этом году на фестивале впервые было очень много грузинских кинематографистов — раньше они сторонились. И обычных зрителей было в разы больше. И это вселяет надежду.