Крестьянскому сыну, аристократу советского кино Василию Лановому 80 лет

Павка Корчагин, Артур Грей, Иван Варавва, Анатоль Курагин, граф Вронский, Андропов, Ришелье, - и это все он

16 января исполняется 80 лет народному артисту СССР Василию Лановому. В этом году актер отмечает и 60-летие своей кинокарьеры. Его дебют состоялся в 1954 году в картине «Аттестат зрелости» Татьяны Лукашевич, где сыграл самонадеянного красавца Валентина Листовского, с эгоизмом которого боролись дружным советским коллективом.

Павка Корчагин, Артур Грей, Иван Варавва, Анатоль Курагин, граф Вронский, Андропов, Ришелье, - и это все он
С Юрием Яковлевым и Владимиром Этушем

По случаю круглой даты особых торжеств не будет, как это было десять лет назад, когда устроили грандиозный юбилейный вечер в концертном зале «Россия». Слишком трагично складывается в последнее время жизнь. Художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова, где с 1957 года работает Василий Лановой, Римас Туминас сказал нам: «После драмы, случившейся в семье Василия Семеновича, мы договорились, что ничего специально устраивать не будем. Это его решение. Сыграем три спектакля с его участием – «Последние луны», «Пристань», а 16 января - «Посвящение Еве», который пройдет в 200 раз. Все будет скромно».

Биография у Ланового завидная, есть, что вспомнить. Как написал он в своей автобиографической книге «Летят за днями дни», в 1934 году появился Его высочество Василий Семенович Лановой. Спасаясь от голода, его родители-крестьяне переехали в 1931 году из украинской деревни в Москву. Трудились на вредном химическом производстве, заработали инвалидность. Семилетним ребенком Василий Лановой встретил войну в Одесской области, куда его отправили родители вместе с сестрами к дедушке и бабушке. О начале войны он узнал, как только сошел с поезда. Встреча с родителями произошла спустя почти четыре года.

Дитя войны, Лановой пережил страшные минуты, оставившие память на всю жизнь. Начал даже заикаться после встречи с фашистом, полоснувшим над его головой автоматной очередью. Не захотел Вася отдавать ремень, подаренный ему расквартированным в их доме немецким офицером, который постоянно горевал об оставшемся в Германии сыне. Уже в Москве врач посоветует петь протяжные украинские песни, чтобы победить заикание. Благодаря учителю украинского языка, на оккупированной немцами территории, 7-летний Лановой познакомился с книгой «Как закалялась сталь» Николая Островского, и буквально бредил ее героем Павкой Корчагиным. В 1956 году он сыграет эту роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова. И по иронии судьбы сделает это вместо Георгия Юматова, своего будущего партнера по картине «Офицеры» Владимира Рогового.

К актерскому делу Василий Лановой пристрастился в тринадцатилетнем возрасте, когда оказался в театральной студии при Дворце культуры завода им. Лихачева в Москве. Там встретился с будущим режиссером Игорем Таланкиным, тогда еще студентом, в фильме которого «Незримый путешественник» много позже сыграет императора Александра Первого.

С женой Ириной Купченко

Будучи золотым медалистом, Лановой поступил на факультете журналистики МГУ, но закончил в итоге Театральное училище им. Б.В. Щукина, мастерскую ученицы Вахтангова Цецилии Мансуровой. Там он познакомился со своей первой женой – Татьяной Самойловой.

Первые годы в театре приходилось довольствоваться незначительными ролями, массовкой, потом переиграл множество романтических героев, принцев, рыцарей, полководцев. А в 1963-м сыграл свою фирменную роль – принца Калафа в «Принцессе Турандот» в постановке Рубена Симонова. Интересно, что в кино одной из самых популярных его работ стала эпизодическая роль в картине «Полосатый рейс» Владимира Фетина. Именно в этом фильме герой Ланового произносит знаменитую фразу: «Красиво плывет вон та группа в полосатых купальниках». И сам актер называет ее любимой, единственной комедийной в послужном списке из более чем 60 ролей. Лановой в общем по-настоящему оценивает лишь немногие из них, выделяет редкие мгновения в самых знаменитых своих работах. Вроде сцены в «Офицерах», когда его Иван Варавва смотрит на мальчика, прежде чем наденет фуражку. В «Офицерах» он скажет знаменитую фразу, ставшую важной для поколений: «Есть такая профессия – Родину защищать». Лановой – это и Артур Грей в «Алых парусах» Александра Птушко 1961 года - идеал любой девушки, не только Ассоль в исполнении Анастасии Вертинской. Интересно, что Василий Лановой в течение нескольких лет является президентом киносмотра «Алые паруса» в «Артеке».

А вот от роли Вронского в «Анне Карениной» Александра Зархи Лановой поначалу отказался. Персонаж показался урезанным и бескровным, сведенным к одной сюжетной линии, связанной с Анной (ее сыграла тогда уже бывшая жена Татьяна Самойлова). Зархи пробовал других актеров, а в итоге сделал повторное предложение Лановому и убедил его. От роли Богдана Хмельницкого в свое время актер тоже отказался. Прочитал сценарий и… не захотел быть проводником украинского национализма, по его словам. По каким-то причинам отказался работать с Петром Фоменко в прославленном позднее спектакле Театра им. Евг. Вахтангова «Без вины виноватые».

В «Войне и мире» Сергея Бондарчука он сыграл Анатоля Курагина, а мечтал об Андрее Болконском. Череда мундиров, майоры, генералы, полковники сменяли друг друга. Лановому форма к лицу, у него и теперь отличная выправка. В нем чувствуется порода, аристократизм, неважно, что он – крестьянский сын. Трижды Лановой становился Дзержинским – в картинах «Шестое июля», «Бой на перекрестке» и «Золотая голова на плахе». Он сыграл Троцкого в спектакле «Брестский мир» Михаила Шатрова в постановке Роберта Стуруа.

Когда не было работы в театре, спасался литературой, самостоятельно делал чтецкие программы. Читал Пушкина. У Ланового - неповторимый, мгновенно узнаваемый голос. Он мастерски умеет читать закадровый текст, достаточно вспомнить документальную эпопею Романа Кармена «Великая Отечественная».

Снимался иногда ради денег, поскольку подрастали сыновья, и их надо было учить, одевать и кормить. Пошел преподавать в Щукинское училище, возглавил кафедру художественного слова. И сделал все, чтобы дети не пошли по стопам родителей. Василий Лановой написал в книге, что судьбой ему было предопределено встретить на своем пути Ирину Купченко, ставшую женой и матерью двоих его сыновей – Сашки и Сережки. Детей назвали в честь поэтов Пушкина и Есенина. В октябре 2013 года младшего Сергея не стало.

Лановой - крепкий человек, огромной внутренней силы. В сегодняшнем дне его многое не устраивает, о чем он и написал в своей книге «Летят за днями дни…». Если раньше мальчишки мечтали быть летчиками и моряками, то теперь миллионерами и бизнесменами. Ему претят бесконечные мыльные сериалы, развязная молодежь, заполонившая телеканалы и насаждающая низкопробный вкус, кромешный ширпотреб. Актерская профессия для него сродни учительской. Постарайтесь жить по-крупному – к этому он постоянно призывает.

Сергей Снежкин: «Эта «Принцесса Турандот» не дает ему покоя. Вот и роль Андропова он все время пытался раскрасить»

Мы поговорили с режиссерами, у которых Василий Лановой снимался в последнее время. Cергей Снежкин вспоминает о совместной работе на многосерийной картине «Брежнев», где Лановой исполнил роль Юрия Андропова.

- Как складывались ваши взаимоотношения на съемочной площадке?

- Наши отношения складывались так, как и должны складываться у замечательного актера, красавца-мужчины, коим является Лановой, и высокопрофессионального режиссера, каковым являюсь я. То есть это была атмосфера любви, уважения и сотворчества. Я иногда встречаюсь с Василием Семеновичем, и всякий раз с огромным удовольствием. Надеюсь, что как-нибудь мы еще встречусь с ним на съемочной площадке.

- А не было у Василия Семеновича предубеждения относительно роли Андропова? Все-таки он немало переиграл государственных деятелей и офицеров.

- Не забывайте, что Василий Семенович начинал театральную карьеру «Принцессой Турандот». Он – яркий, жанровый, абсурдный актер. Да еще красавец невероятный. Лицедей и удивительный трагик. Все в нем совмещается. Почему я сам о себе сказал так уважительно? Потому что моя карьера была невероятно счастливой. Я имел возможность работать с подобного рода людьми - Роланом Быковым, Евгением Лебедевым, недавно с Ириной Скобцевой. Я наших театральных и кино-столпов вожделею, люблю и почитаю. Никогда не было никаких противоречий с ними и с Лановым в частности. Одно счастье с такими людьми работать. А что касается роли Андропова, то это было предложение Первого канала. Мы долго не могли найти актера на эту роль. И продюсер Сергей Мелькумов рекомендовал Ланового. Когда Василий Семенович приехал на пробы, и мы с ним поработали, все было замечательно. Хотя он все время шел в сторону карикатуры. Эта «Принцесса Турандот» не дает ему покоя. Вот и роль Андропова он все время пытался раскрасить. Это было прелестно, и мы постарались все это утяжелить. Когда объединяются такого масштаба и калибра люди, как Василий Лановой и Сергей Шакуров, то они начинают заводиться друг от друга.

Работая над «Брежневым», мы снимали в Министерстве иностранных дел на Смоленской площади. Там есть мемориальный кабинет заместителя Громыко по внешней торговле, где сохранена в целостности вся мебель, сделанная по спецзаказу из карельской березы, телефонные аппараты того времени. Пока мы переставляли свет, Леонид Ильич-Шакуров, Андропов-Лановой и еще ряд товарищей с многочисленными звездами Героев Советского Союза и Соцтруда вышли на Смоленскую площадь прямо перед Министерством иностранных дел и начали приветствовать толпу. Это был цирк на конной тяге. Не исключено, что там произошло несколько автомобильных аварий. Наши актеры устроили такой сеанс спиритизма! Ужас! Абсолютное хулиганство. Еле загнали их обратно. Выбежала охрана. Был скандал. Все-таки Министерство иностранных дел.

Сергей Жигунов: «Нам нужен был масштабный артист и масштабная личность»

Недавно в кинотеатрах, а потом и на телевидении прошел новый фильм «Три мушкетера» Сергея Жигунова. Роль Ришелье сыграл Василий Лановой. Критики обрушились на картину. Многие сравнивали безупречную речь Ланового с тем, как говорят молодые актеры, естественно, не пользу последних. Сам актер сопоставлял Ришелье со Сталиным. Оба, по его словам, были сильными государственниками, порядок любили. Нам удалось разыскать режиссера Сергея Жигунова в США.

- Почему вы пригласили на роль Ришелье Ланового?

- Ришелье был великим политическим деятелем. И нам нужен был масштабный артист и масштабная личность.

- Василий Семенович крайне редко снимается. Как он отреагировал на ваше предложение?

- Мы встретились, все обсудили, после этого он согласился.

- Въедливым оказался? Возникали споры?

- Достаточно въедливый. А споры были в пределах разумного. При этом никаких сложностей в работе с Василием Лановым я вообще не испытывал.

- Бывает, что к артистами такого калибра нелегко подступиться, не знаешь, как им угодить.

-Что значит «угодить»? Мы же работаем, а не за девушками ухаживаем. Все было в рабочем порядке. Хорошо работали, с полной отдачей. Ему было интересно. Мне нравилось то, что он делал. Все получили удовольствие.

- Совместная работа что-то в вас изменила?

- Не сочиняйте лишнего. Все несколько проще, чем вам хочется.

- Но вы же творческие люди, должны заряжаться друг от друга.

- Нормально мы с ним работали. Он компанейский, общался со съемочной группой с удовольствием. Пытался рассказывать мальчишкам, нашим молодым актерам, истории про съемки фильмов, снятых в те годы, когда их еще на свете не было. Он спрашивал, помнят ли они какую-то картину, называл год ее создания. А те бледнели, не знали, как себя вести. Это было смешно. А потом Лановой мне говорил: «С кем тут вообще разговаривать? Куда ты меня привел?» Хороший он человек. Прекрасно с ним работать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26429 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Аристократ советского кино

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру