Парень в бусах заинтересовал Роттердамский кинофестиваль

Раздачей «Тигров» завершился киносмотр авторского и экспериментального кино в Голландии

03.02.2014 в 19:20, просмотров: 1847

В выходные завершился 43-й Роттердамский международный кинофестиваль. Его главные награды — три «Тигра», подкрепленные 15 тысячами долларов (каждый), достались начинающим режиссерам из Японии, Китая и Швеции.

Парень в бусах заинтересовал Роттердамский кинофестиваль
Кадр из фильма "Каннибал"

В основном конкурсе участвовали только начинающие режиссеры, снявшие свои первые и вторые фильмы. Акира Икеда из Японии, ставший одним из обладателей «Тигра», представил романтическую комедию «Анатомия скрепки», основанную отчасти на национальном фольклоре. Она о скоромном работнике цеха по производству скрепок для бумаги. После изнурительного фабричного труда он возвращается в свою крохотную квартирку и всякий раз обнаруживает там что-то необычное — бабочку, женщину, готовую к перевоплощениям. Ли Су-джин из Южной Кореи в своей ленте «Хан Гон-джю» рассказал драматическую историю 17-летней девушки, подвергшуюся насилию, ставшую изгоем в своем поселке. Режиссер пытается понять, что же способствовало такому исходу событий и обрекло героиню на одиночество. «Что-то должно сломаться» шведа Эстера Мартина Бергсмака - история необычной любви в большом городе. Себастьян живет в Стокгольме в одной квартире с некрасивой девицей. Они как подруги. Сам он одевается как женщина, носит нитку бус на шее. И наконец встречает свою любовь - парня традиционной ориентации по имени Андреас. Это очень личный для режиссера фильм, основанный на собственных ощущениях трансгендера. Снята картина по книге его партнера Эли Левена, о котором он уже сделал документальную картину «Мальчики-девочки».

В конкурсе участвовало 15 картин, включая российскую - «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой. Возможно, выдающихся работ в нем и не было, но каждая из них, как минимум самобытна. Особыми открытиями нынешний Роттердам в целом не блистал: никаких новаций и неожиданностей, которые предполагаются на фестивале, нацеленном на экспериментальное, авторское кино. Но хорош он тем, что дает возможность увидеть самые диковинные кинематографии – от кубинской до монгольской. Зритель (в основном это голландцы, активно посещающие киносеансы), выше всего оценили черно-белую «Небраску» Александра Пейна, одного из главных номинантов на премию «Оскар». Она возглавила рейтинг, составленный по результатом опроса публики. За многие годы российские фильмы, участвовавшие в фестивале, в десятку лучших фильмов, составленную по итогам зрительского голосования, не входили. Исключение - Андрей Хржановский с его картиной про Иосифа Бродского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» в 2009 году. На показ «Трудно быть богом» Алексея Германа, которого несколько раз показали в Роттердаме в этом году, попасть было невозможно. Бывшие наши соотечественники специально приезжали на фестиваль из Амстердама и вынуждены были возвратиться ни с чем.

В программе «Спектр» показали грузинскую картину «Брат», созданную при поддержке Франции и воссоздавшую атмосферу полуразрушенного Тбилиси начала 90-х. Город сохраняет свой былой дух, хотя на улицах стреляют, идет самая настоящая война. Люди продолжают ходить на концерты, учат и учатся музыке, влюбляются и умирают. Лишний раз убеждаешься в том, что суть кино - в умении создать такую среду, ауру жизни, от которой захватывает дух. Одну из ролей сыграл великолепный Кахи Кавсадзе, остающийся для многих поколений наших зрителей прежде всего Абдуллой из «Белого солнца пустыни».

Одним из сопродюсеров картины «Каннибал» стал Сергей Сельянов. В ее производстве помимо России приняли участие еще три страны — Испания, Румыния, Франция. Режиссер из Андалусии Мануэль Мартин Куенка сосредоточил взгляд на закройщике из прекрасной Гранады, который ведет замкнутую одинокую жизнь. В свободное от работы время он охотится на женщин, разделывает их как мясник, под завязку забивает холодильник филе. Ничем другим питаться он не может. Бокал вина и отбивная из женщины. Никаких ингредиентов. Но и в таком безнадежном случае любовь творит чудеса. Высокие чувства не позволят людоеду в очередной раз заглотить очередную жертву. В общем, никогда не общайтесь с малознакомыми людьми: неизвестно что у них на уме.

Голландские критики премировали чилийско-французскую ленту «Убить человека» Алехандра Фернандеза Альмендраза, показанную в программе «Спектр». Незадолго до этого она была отмечена на американском фестивале «Санденс». В центре вновь оказывается человек, совершающий убийство. Его жертвой становится тот, кто наводит страх на его семью. Преступить черту очень трудно. Отвезя здоровенного мужика на городскую окраину, герой не может решиться на самый страшный шаг. А скинув обидчика с обрыва, он примет все муки, описанные еще в «Преступлении и наказании».

В один из вечеров публике бесплатно показали австрийскую картину «Электро Москва» Елены Тихоновой и Доминика Шпитцендорфера. Яблоку негде было упасть. Этот скромный фильм рассказывает о создателе электромузыкального инструмента терменвокса Львом Терменом. А начинается все с электрификация страны Советов, речей Ильича о будущем страны. Спустя годы доморощенные музыкальные электроинструменты, вроде синтезаторов, будут создаваться советскими умельцами буквально из ничего. Довольствоваться приходилось находками с помоек, деталями с оборонных заводов. Несмотря на то, что и зрелище было доморощенным, и показ напоминал сельский клуб, голландцы смотрели с большим интересом эту странную историю о русском Левше. С 4 февраля «Электро Москва» пойдет в Центре документального кино в Москве.