Карьера режиссера-интеллектуала началась после Второй мировой войны - его фильм "Ночь и туман" был одним из первых, посвященных теме Холокоста. Сегодня «Ночь и туман» входит в обязательную французскую программу по истории для учеников старших курсов колледжа. За пределами Франции Рене стал популярен благодаря таким картинам как "Хиросима, любовь моя" (1959 г.) и "В прошлом году в Мариенбаде" (1961 г.).
Ален Рене родился и вырос в Бретани. С детства увлекался кинематографом и в четырнадцать лет уже снял любительской камерой свой первый короткометражный фильм. Как актёр дебютировал в 1942 г. в небольшой роли в фильме «Вечерние посетители». В 1943 г. поступил в Институт кинематографии на факультет режиссуры монтажа. В 1946 г. в Германии участвовал во фронтовом театре под руководством Андре Вуазена. В том же году он работал помощником режиссёра и режиссёром монтажа в фильме «Париж 1900». Режиссёрским дебютом Алена Рене стал короткометражный документальный фильм «Ван Гог» (1947).
Ранние работы кинорежиссера относятся к знаменитой французской "новой волне". Международное признание ему, тем не менее, принесли три фильма, поставленные в более реалистическом ключе - "Хиросима, любовь моя", "Ночь и туман" и "В прошлом году в Мариенбаде".
Всего Рене создал свыше двадцати полнометражных художественных фильмов и несколько документальных.
За свое творчество кинорежиссер был награжден целым рядом престижных кинопремий — в частности, главной национальной премией «Сезар» за фильмы «Провидение» и «Старая песня», Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Мой американский дядюшка», премией Берлинского кинофестиваля за фильм «Курить/не курить» и за вклад в мировой кинематограф, информирует ntv.ru.
Последний фильм Рене "Любить, пить и петь" (продюссер, 2013), представленный им пару недель назад на Берлинском кинофестивале, получил приз за "открытие новых перспектив" — так оригинально и немного шутливо отметило жюри работу режиссера-обладателя наград практически всех престижных кинофестивалей и кинопремий и не прекращающего работать ни на минуту.
"Прощальный" фильм – размышления Рене о смерти, рассказывает ria.ru. В основе сюжета – пьеса Алана Эйкборна. Главный герой – Джордж Райли (в международном прокате ленту планировалось назвать "Жизнь Райли") узнает, что ему осталось жить не больше полугода. Рак. Он играет в любительской театральной труппе вместе с близкими друзьями и бывшими возлюбленными. Общее горе не объединяет героев, напротив, между ними разгораются споры, и не только экзистенциальные: Джордж хочет напоследок отдохнуть на Тенерифе, но кто поедет с ним в этот отпуск. Герои ссорятся, мирятся, вспоминают молодость. Как писали критики о фильме – "это праздник человеческой жизни и несовершенства".
Сам Рене считал себя ремесленником в кинематографе и не считал себя мастером "новой волны". Одни из самых известных основоположников стиля (т.н. "авторского кинематографа") — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт. Инновации французской новой волны оказали влияние на схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.