«Елки 1914» сложатся из семи новелл, снятых разными режиссерами. Кто-то из них работает в проекте с самого первого фильма, для других «Елки» — возможность попробовать себя в непривычном жанре. Сюрпризом для зрителей станет и то, что впервые с 2010 года в качестве режиссера выступит продюсер Тимур Бекмамбетов. Он поработает в паре со «старейшиной» сериала Дмитрием Киселевым (режиссер всех трех «Елок»), Александром Коттом («Елки-1,2») и Александром Карпиловским («Елки-3»). Новичок проекта — режиссер Юрий Быков, автор нашумевших жестких фильмов «Майор» и «Жить», весьма далеких по жанру и стилистике от веселых новогодних «Елок».
Сюжет новых «Елок» — о праздновании Нового года сто лет назад. Под влиянием общественного мнения царь пытается запретить елки. Императрица предложила смелый ход: если удастся собрать миллион подписей в защиту праздника, елки останутся. Что такое миллион подписей во времена без Интернета и телефона, можно себе только вообразить.
Место действия новелл разнообразно: в городах и дворянских усадьбах, на крестьянских дворах, фронтах Второй мировой и светских балах. Главные герои — предки сегодняшних «елочников». Титулованных дворян и крестьян, прогрессивных поэтов, солдат и полевых медсестер сыграют все те же Иван Ургант и Сергей Светлаков, Александр Головин и Александр Домогаров-мл., Анна Хилькевич и Галина Стаханова, и также новые лица проекта — Владимир Гостюхин и Ян Цапник («Горько!»).
Судя по началу работы, скучать актерам на съемках не придется. Например, Артур Смольянинов и Екатерина Шпица уже примерили коньки — по сценарию, им отведена роль пионеров фигурного катания, претендующих на «золото» одного из первых международных чемпионатов. И хотя на самом деле персонаж Смольянинова — сотрудник царской полиции, разрывающийся между служебным долгом и привлекательной партнершей, в фигурном катании от него ждут высокого класса. За результат отвечает сам Илья Авербух. Когда-то он уже работал с Екатериной Шпица на «Ледниковом периоде». Осталось поставить на коньки Смольянинова, до этого катавшегося только в детстве в хоккейной коробке.
В основу другой истории лег рассказ Николая Лескова «Зверь». Дружбе деревенского паренька Сеньки (Антон Богданов) и медведя мешает сумасбродный барин (Ян Цапник). Он устраивает охоту на косолапого, но недооценивает его ум и сообразительность. В главной роли здесь снялся медведь Степан. Режиссер этой новеллы Юрий Быков ранее не работал с животными, зато Степан — актер опытный, снимался у Михалкова в «Сибирском цирюльнике» еще медвежонком, а также у многих других именитых режиссеров.
— Со Степаном мы познакомились без происшествий: несмотря на пугающие размеры, он оказался очень добрым и даже лизнул меня в знак приветствия, — рассказывает Антон Богданов. — Я в ответ покормил его крабовыми палочками. Правда, потом оказалось, что он вегетарианец. Но больше меня удивила внушительная фильмография Степана: думаю, я смогу у него поучиться.
Выход «Елок 1914» намечен на 25 декабря. А еще раньше, 30 октября, в широкий российский прокат выйдут «Елки лохматые» — продолжение самой трогательной новеллы «Елок-3» про влюбленных друг в друга собак — спаниеля Йоко и дворнягу Пирата. По слухам, на премьерных постерах «Елок лохматых» вместо портретов Урганта и Светлакова появятся собачьи морды.