Станислав Говорухин посвятил воскресенье детям

Писатель Мария Трауб: «Я написала много книг, но так и осталась мамой первоклассника. Сын уже в седьмом классе учится, а меня до сих пор спрашивают: «Перешел ли Вася во второй класс?»

31.03.2014 в 15:35, просмотров: 3449

В воскресенье в Доме кино показали сразу два фильма киностудии «Вертикаль», возглавляемой Станиславом Говорухиным: «Тайна темной комнаты» дебютантки Ольги Беляевой по повести Валерия Попова и «Дневник мамы первоклассника» Андрея Силкина по повести Марии Трауб. Оба — для семейного просмотра и про школьников.

Станислав Говорухин посвятил воскресенье детям
Кадр из фильма "Дневник мамы первоклассника"

Снимались две эти картины в Одессе. Как говорит их художественный руководитель Станислав Говорухин, потому что там дешевле и проще, чем в Москве. То есть дело не в ностальгии и привязанности к одесским улочкам и дворам, хотя Станислав Говорухин прожил в этом прекрасном городе 20 лет. Когда-то он начинал там свою режиссерскую карьеру, снял фильм «Вертикаль», давший название его нынешней студии. На Одесской киностудии им сделано десять картин, включая «Место встречи изменить нельзя», а также детские картины «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта». Теперь детское кино снимать никто не хочет. Нет к нему интереса и умения. Да и потом хлопот не оберешься с готовой картиной. Прокатчики не ведут борьбу за право показа детского кино, как и телеканалы, заинтересованные в рекламе, которой не перебьешь показ картины для юной аудитории. Сопродюсер Говорухина Екатерина Маскина, в свое время представляя эти проекты перед комиссией Фонда кино, рассказывала о том, как важно снять картины о дружбе детей и родителей, показать их взаимоотношения с учителями, оторвать ребят от компьютеров, помочь им вернуться в реальность. Как оказалось, никто из прокатчиков, кроме «Московского кино», не откликнулся тогда на предложения студии «Вертикаль». Даже имя и влиятельность Говорухина не сработали. Екатерина Маскина пыталась донести до коллег мысль о том, что невозможно спродюсировать сегодня детское кино., и если отношение это не измениться, то ни о каком прорыве в в этой сфере нечего и говорить.

Станислав Говорухин привлек лучшие силы в свои новые проекты. На картине Ольги Беляевой работал художник Сергей Февралев и оператор Геннадий Карюк вместе со своим сыном. УАндрея Силкина — Валентин Гудилянов, с которым сам Говорухин постоянно сотрудничает, и который только что закончил работу на картине Никиты Михалкова «Солнечный удар». Актеры Виктор Сухоруков, Нина Маслова, Галина Польских приняли участие сразу в двух фильмах «Вертикали» .

В Доме кино весь день было оживленно. Своих нарядных детей и внуков привели кинематографисты и их родственники. Можно было увидеть внучку Родиона Нахапетова и Веры Глаголевой, маленького сына актера Валерия Яременко...Кого только не было. И на сцене выходили съемочные группы с детьми, сыгравшими главные роли. .Очевидцы потом долго вспоминали, как трогательно выглядела Ирина Скобцева вместе со своим взрослым внуком Константином Крюковым, когда представляли картину «Тайна темной комнаты», где они вместе снимались. Даже странно, что дети, привыкшие совсем к другому кино, воспитанные на американских сериалах и блокбастерах, с удовольствием смотрели это старомодное, советское по духу кино, заливались громким смехом на весь зал.

Режиссер Андрей Силкин, представляя «Дневник мамы первоклассника», выразил надежду на то, что если кто-то из киноначальства увидит его фильм, то, может быть, станет в два раза больше выделять денег на детское кино. Десять лет назад он работал на картине Станислава Говорухина «Благословите женщину» вторым режиссером. Главную роль в нем сыграла Светлана Ходченкова. Теперь они под крылом Станислава Говорухина сделали свой фильм. А сам мэтр хоть и продолжает поругивать свою любимую актрису за резкую смену имиджа, тем не менее приглашает ее в свои проекты. И она, будучи звездой не только на российских просторах, но попробовав силы в американском и европейском кино, соглашается работать за скромный гонорар у Говорухина. Пожалуй, самую неожиданную роль в «Дневнике мамы первоклассника» сыграла Елена Яковлева. Она не побоялась перевоплотиться в экстравагантную бабушку, которая воспитывает внука на игре в карты и прочих непедагогичных образцах. Писатель Мария Трауб, повесть которой и экранизировали, сказала со сцены: «Я написала много книг, но так и осталась мамой первоклассника. Сын уже в седьмом классе учится, а меня до сих пор спрашивают: «Перешел ли Вася во второй класс?». Главного героя зовут Вася Скворцов и вместе с родителями он переживает все волнения, связанные с первым годом учебы в школе.

«Дневник мамы первоклассника» и «Тайну темной комнаты» покажут в конкурсной программе XX фестиваля «Литература и кино», который пройдет с 4 по 10 апреля в Гатчине.