Ремонт власти в Большом

Главный дирижер оказался необязательным

Большой не дает заскучать: вслед за бесконечными перипетиями, связанными с реконструкцией основного здания, стало наконец доподлинно известно, что Александр Ведерников таки покидает пост главного дирижера БТ. На какое-то более или менее продолжительное время театр лишается единоличного художественного руководства оперно-музыкальной частью, работая с пятью приглашенными дирижерами.  

Мыслимое ли дело — оставаться без “главного”, без человека, несущего стратегическую ответственность? Это мы и попытались выяснить у гендиректора БТ Анатолия Иксанова, застав его — кстати, с Ведерниковым — в Милане, где Большой с успехом дает обруганного на родине “Евгения Онегина”.


Сам “виновник торжества”, находясь в Италии, озвучил свою позицию, сказав, что “становился все более неудобным для действующей администрации”. “Путем множественных нарушений моего контракта она (администрация) потихоньку лишала меня полномочий… И я решил: проведу эти гастроли — и уйду”, — отметил г-н Ведерников.

Мы тут же связались с г-ном Иксановым:

— Анатолий Геннадьевич, кто придет вместо Ведерникова?

— А почему так ставится вопрос? Пока никто не придет. Это же не значит, что мы тут же должны занять хоть кем-то эту должность…

— Но сколько времени пройдет до нового назначения — месяц, три?

— Месяц, три, год… Поймите, это совершенно необязательная история. Вот мы сейчас в миланском Ла Скала: здесь такой должности вообще нет. Да, главного дирижера может и не быть, во всяком случае, нет смысла никого срочно назначать просто ради того, чтобы назначить. Важно другое: уход Ведерникова не является неожиданностью. Об этом было объявлено еще в июне 2008-го, весь год Ведерников много гастролировал по своим личным договоренностям и контрактам и большую часть сезона отсутствовал. Так что весь последний год мы вели переговоры, пригласив пять ведущих и самых известных дирижеров на постоянную основу, которые работали бы с нами 5—7 лет.

— Эти договоренности пока словесные? Знаем, что вы привлекаете Юровского, Синайского, Лазарева, Курентзиса, Петренко…

— Не только словесные, но и вполне конкретные. По срокам и по названиям. Например, в октябре в рамках нашего симфонического абонемента оркестром продирижирует Александр Лазарев; в декабре — в том же абонементе — Синайский. В ноябре Теодор Курентзис вместе с Черняковым поставят оперу Берга “Войцек”. Далее, через год, Синайский поедет с оркестром, хором и солистами на гастроли в Польшу и Германию…

Любопытно, что уход г-на Ведерникова — хотя и можно было бы предположить обиженную мину — проистекает относительно бескровно и без “хлопанья дверьми”. Во всяком случае, Иксанов утверждает, что это исключительно рабочий момент: “Естественно, его что-то может не устраивать — если уж на то пошло, в новейшей истории никто еще из главных дирижеров в театре не оставался на своем посту так долго”. Так что ротация, по мнению гендиректора, просто необходима.

 Господа продолжают “по-человечески относиться друг к другу”, и мало того, в новом сезоне Ведерников примет участие в творческой судьбе Большого как приглашенный дирижер. А куда он уйдет “как основной” — пока загадка. Иксанов уверен, что у Ведерникова много разных зарубежных предложений, но “толком переговорить по этому поводу мы не успели: вчера был прием, разные гости, не до этого; у меня, в сущности, даже еще нет на руках его заявления об уходе”.

Не могли мы не поинтересоваться реакцией г-на Иксанова на критику мэра Москвы Юрия Лужкова по части реконструкции БТ.

— Мы все прекрасно знаем, — говорит гендиректор, — что здание стоит абсолютно надежно на монолитной “кастрюле”, никаких смещений там нет, и гарантия на эти работы — 100—150 лет. Мне представляется, что иные высказывания — это некий пиар-ход. Увы, это российская традиция — кидать камень в огород своих предшественников. “До меня были плохие”. Мне такой подход несимпатичен. И я лично сказал это Юрию Михайловичу, когда он спросил, “доволен ли я тем, что московский стройкомплекс подключился к реконструкции”. Я ответил, что абсолютно доволен и меня очень устраивает активное участие Лужкова, это дает стройке новый импульс. Все хорошо, кроме негативных оценок своих предшественников.

— Как вас принимают с “Онегиным” в Милане?

— Результат превзошел все ожидания. Хотя миланскую публику все боятся, ее даже Верди боялся, уж очень взыскательны. Но “город наш”! Это был просто шквал аплодисментов. Несмотря на критику Галины Павловны, спектакль с триумфом прошел и в Парижской опере, а в следующем году мы его везем в Ковент-Гарден и Пекинскую оперу…

Напомним, что официальное заявление об отставке Ведерникова Большой театр сделает после 17-го — своего возвращения из Милана. И, по мнению наблюдателей, руководство БТ будет в течение нового сезона приглядываться к пяти приглашенным дирижерам, один из которых в конце концов может занять место главного. В какой-то момент чаша может склониться в пользу Юровского, который — согласно экспертным оценкам — стал бы лучшей кандидатурой. Впрочем, рассуждать об этом еще рано.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру