Уровень культуры в “МК” повысился до министра

Александр Авдеев провел интернет-прием граждан в нашей редакции

Вчера министр культуры Александр Авдеев провел онлайн-конференцию в “МК”. Разговор зашел о самых острых проблемах в культуре, разрешение которых потребует, увы, весьма длительного времени, зачастую связанного даже не столько с финансированием (хотя и с ним, разумеется), сколько с созреванием гражданского общества…

— Александр Алексеевич, какие проблемы в российской культуре наиболее болезненные?  

— Их три. Первая — это разница доступа людей к культуре между регионами и центром. Проблема связана и с пропагандой культуры, и с огромностью территории страны. Да, люди, проживающие в провинции, не имеют регулярной возможности увидеть лучшие спектакли, услышать лучших музыкантов… Проблема сложная, и будет решаться она постепенно, по мере преодоления экономических трудностей и развития гражданского общества.  

Второе — это проблема финансирования, она смежная. У нас на культуру выделяется примерно 1% бюджета страны. В то время как в развитых странах на культуру тратится 2—3%. Хотя и у нас есть регионы, в которых на культуру выделяется больше 1%, — это Татарстан, Белгородская область…  

Третье — культура должна порождать и поддерживать инновационное мышление — мышление, устремленное в будущее. Ведь эти функции выполняют только сфера образования и культура. К сожалению, пока этого не происходит. Мы, говоря о культуре, часто обращаемся в прошлое — логично, так и надо делать, но надо думать и о будущем. Способность к инновациям, восприятию их и называется инновационным мышлением. К сожалению, оно у нас развивается куда медленнее, чем хотелось бы. А от этого зависит и технический прогресс, и новые формы искусства…  

— Будет ли строиться новое здание Третьяковской галереи на Крымском Валу?  

— Будет, причем в комплексе с другими зданиями на этой территории, но скорее всего после окончания экономического кризиса.  

— Можно ли ожидать в ближайшее время давно обещанной “цирковой реформы”?  

— Российская цирковая школа остается одной из лучших в мире, несмотря на организационные проблемы. Кстати, они обсуждались на парламентских слушаниях и “круглом столе” в Госдуме. Нам следует создать такое предприятие, которое бы умело управляло цирковым искусством, заботилось об артистах и вывело на новый уровень решение тяжелейших оргпроблем. Отдельный вопрос — управление цирковой недвижимостью. Я за то, чтобы здания цирков были переданы в регионы, где они сами будут управлять и ремонтировать их. Это разрушит монополию Росгосцирка и приведет к более эффективному управлению.  

— Можете ли вы позволить себе некое резкое высказывание, отражающее ваше личное мнение по поводу того или иного произведения искусства?  

— Вопрос тяжелый, потому что иногда хочется похвалить или поругать, обнять или отойти с недоверием. Но я не имею права этого делать. И не считаю уместным навязывать свое мнение художникам.  

— Ждут ли нас осенью очередные громкие отставки?  

— А громких и не было: с каждым руководителем учреждения культуры заключен контракт на определенный срок. И эту дату каждый знает. С кем-то продлеваем, с кем-то нет. В месяц министерство расторгает контракты с 5—6 руководителями (а всего учреждений культуры более 400). Так что какие-то отставки будут.  

— Вопрос про объекты культурного наследия: столько говорилось, что государство, не имея возможности реставрировать и содержать все эти старые усадьбы, купеческие домики etc., будет отдавать их в частные руки с обременением.  

— Пока наше общество не готово, чтобы передавать памятники культуры в частные руки. В странах Западной Европы передача памятников в частные руки — обычное дело. И собственник несет полную ответственность за их реставрацию и использование. Лет через 20 мы тоже к этому придем. А сегодня, передавая памятники, возникает опасность их перепрофилирования. Нам необходимо разумное партнерство государства и частных лиц, предоставление спонсорам налоговых льгот. Сегодня примерно 8—10% нашего бюджета на культуру приходится на спонсоров. Уже есть случаи, когда мы просим наградить спонсоров государственными наградами, не имея возможности их по-другому поощрить. По мере построения гражданского общества проблема будет решаться.  

— Вопрос немного личный: не жалеете ли, что ушли из МИДа?  

— Хотя новая должность для меня, бесспорно, интересна и ответственна, некоторое сожаление я испытываю. В МИДе существует замечательная традиция товарищества, мы все друзья, нас мало, мы бережно относимся друг к другу, не имеют места неэтичные поступки. У нас никогда не было ни анонимок, ни наговоров. Все объединены замечательной идеей укрепления международного престижа России. На посту министра культуры у меня новая ситуация, новая стезя, много интересных, своеобразных партнеров и собеседников, талантливых, ярких, все они — индивидуальности. Работа сложная, интересная, но в то же время порою… неблагодарная. Когда все хорошо — к министру не идут. А когда есть проблемы с финансированием, упреки, конкуренция, неустроенность, зависть — идут в министерство. И всем одновременно и по максимуму помочь невозможно. Поэтому психологическая нагрузка у работников большая, но я вижу одной из своих задач создание коллектива министерства, который был бы настроен на максимальную помощь людям. Создать такой коллектив наподобие мидовского сложно, нужны традиции, постоянные кадры, но будем пытаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру