Ольга Ростропович: “Папа никогда не готовился “уходить”…

В “Родительском доме” о родительском доме вспоминает дочь знаменитого музыканта

В “Родительском доме” о родительском доме вспоминает дочь знаменитого музыканта
Что наша жизнь? Черточка между двумя цифрами на могильной плите. 27.03.1927—27.04.2007 — казалось бы, как мало остается от человека. Но между этими двумя датами было столько проверок на мужество, творческих страстей, такие взлеты и пощечины… Три года, как не стало Маэстро — Мстислава Ростроповича. Кому-то этого срока хватило, чтобы все забыть. Для других — дань памяти свята. И, отдавая должное Маэстро, они не позволяют понизить планку творчества и жизни самим себе.  

27 марта в Москве открывается международный фестиваль “Неделя Ростроповича”. Что остается после музыканта — об этом мы говорим со старшей дочерью Мстислава Леопольдовича Ольгой Ростропович, возглавившей после смерти отца Фонд помощи молодым одаренным музыкантам.


— Ольга, можно ли сказать, что Мстислав Леопольдович оставил вам и вашей сестре Елене какое-то “духовное завещание”?  

— Дневников, завещаний — этого не было, потому что папа никогда не готовился “уходить”. Но вместе с тем мы всю жизнь слышали: “Никогда нельзя обижать людей, а тем более тех, которые слабее тебя”, “Никогда не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой”.  Папа с мамой воспитали в нас очень сильное чувство семьи. Семья — главная ценность. Был негласный закон: что бы ни случилось, ты должен встать и продолжать дело родителей. И как-то само собой получилось, что Лена возглавила фонд “Вишневская—Ростропович” с медицинской и социальной направленностью, а я, переехав в Москву, — Фонд поддержки молодых музыкантов.  

Что касается тех архивов, партитур, которые с огромной заботой собирал папа, — все они сейчас находятся в Петербурге. Возможно, в какой-то момент будет создан музей родителей.  

— Ни на одном из концертов “Недели…” вы сами не сыграете. Неужели не бывает такого: чувства переполнят, и душа тянется к виолончели? (В свое время родители отдали Ольгу в ЦМШ “осваивать” виолончель, а младшая Лена занималась на фортепиано. — Е.Д.)

— Нет, это знаете, как лошади, которые бегают… Не может быть “немножко беговой” лошадь и нельзя быть чуть-чуть беременной — или все, или ничего. Когда находишься на каком-то определенном уровне, ты слышишь все, что не так. Я давно перестала играть концерты, какое-то время преподавала в консерватории, но со временем и это отошло. Зато я теперь имею возможность на концертах отдыхать, получать удовольствие как слушатель: раньше-то все было — ах, вот здесь какие штрихи, вот здесь какая аппликатура?..  

— 26 марта в Центре оперного пения состоится премьера документального фильма “Дружба титанов. Ростропович и Шостакович”. Расскажите о нем.  

— Фильм снял молодой режиссер, талантливый художник, бакинец Мехти Мамедов. В 2006 году, когда папа делал фестиваль Шостаковича в Баку, Мамедов попросил записать репетиции. Уже тогда у Мехти была идея сделать фильм не просто о Шостаковиче или Ростроповиче (потому что подобных материалов и так много), а именно о дружбе двух музыкантов. Папа согласился, так появилась эта своего рода хроника жизни и взаимоотношений “титанов”. Папе, к сожалению, увидеть этот фильм уже не довелось, но я его смотрела — очень талантливо сделано. Это урок не только в музыкальном смысле, но и в человеческом.  

— Правда ли, что после ухода Мстислава Леопольдовича некоторые спонсоры, перечислявшие раньше деньги в поддержку Фонда молодых одаренных музыкантов, перестали даже отвечать на ваши письма?

— Буквально папа закрыл глаза, и через месяц или два на наши письма не сочли нужным откликаться. Ну нет — так и не надо. Больше мы к этим людям не обращались. К счастью, у нас есть верные друзья, спонсоры, партнеры.  

— Как думаете, что двигало теми, кто резко оборвал свою благотворительность?  

— Когда папа был здесь и они давали какие-то деньги, то ходили на его концерты, знакомились с интересными людьми, и потом, папа… был папа. Незаурядный человек. Теперь, когда его нет, конечно, просто поддерживать идею, продолжать его дело — это им гораздо менее интересно…  

—  Младшего сына вы назвали в честь вашего отца — Мстислав Ростропович, а с музыкой у него сложилось?

— Нет, но он любит петь, очень. “Аллилуйя”, например. Обожает бабушку, мою маму. Долго ей объясняет, почему, когда ему плохо, он должен петь: потому что так “все вибрирует внутри”, он лучше телом начинает себя чувствовать. И бабушка наконец нашла благодарного ученика в своем доме: с каким счастьем они входят в эти беседы, и эти мамины замечания, что “вот именно так должен чувствовать себя настоящий певец”. Я шучу: “Мам, ирония судьбы — Мстислав Ростропович когда-нибудь станет тенором на сцене Большого театра”.  

Но в целом на нас и на внуках Ростроповича и Вишневской природа пока что отдыхает в плане музыкальных талантов. Может быть, в следующем поколении что-то произойдет, я надеюсь.

Полностью интервью читайте в свежем номере газеты “Родительский дом” (совместный проект правительства Москвы и ИД “МК”) и на сайте www.mk.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру