…Зная Юрия Борисовича, можно было не сомневаться, что рано или поздно он худруком станет. Педагогический дар, обаяние, оргспособности, желание не пошлить — все при нем. Возникал лишь вопрос — на какой театр? На него Васильев сегодня ответил сам — естественно, на свой.
— Пока у нас нет своего помещения, — Ю.Б. рассказывает “МК” о своих задумках, — но на следующий сезон мы уже заключили договор с Театром им. Вахтангова: и его худрук Римас Туминас, и новый директор Кирилл Крок были к нам весьма расположены и разрешили раз в месяц давать свои спектакли.
— А в родную “Сатиру” театр придет?
— Пока нет. Но потом я, конечно, буду просить разрешения играть и там. Будет видно. Начинаем же премьерой “Продавца игрушек” (по книге Виктора Добросоцкого) именно в Вахтанговском: я ведь в “Щуке” учился и здесь впервые вышел на театральную сцену… Все неспроста.
— На какие “ритмы” собираетесь выйти со временем?
— Примерно на три премьеры в год. Сейчас спектакль доделаем и думаем — что дальше? Летом-то надо запускаться как следует, все ж повязано на сети распространения билетов и всем таком.
— Чем ваш театр будет отличаться от прочих?
— Сейчас разговоры идут, нужны ли вообще репертуарные театры? Все ж в деньги упирается. А зарплаты у людей маленькие, труппы при этом переполнены, по “Сатире” знаю — 80 человек числится, а 20 из них играет… Спектакли стало трудно ставить: актеров постоянно надо на съемки отпускать. А как иначе? Допустим, пришел молодой артист, ему вдруг театр дает квартиру, которую надо выкупить. Зарплата в театре этого сделать не позволяет. Вот и идешь в сериалы, если приглашают. Что из всего этого вытекает? А то, что ценность театра — театра в истинном понимании, в который я когда-то пришел, — уходит. Вы верите, что я отказался от ролей в кино ради работы в театре? Не снимался, ибо понимал, что главное у меня — сцена. Поэтому кинокарьера не сложилась ни тогда, ни сейчас.
— А возможно ли такое у современных артистов?
— О том и речь, люди живут в иных измерениях. Наверное, все придет к контрактному театру. Вот и я хочу эту ниточку нащупать, попытаться делать свой частный авторский театр чем-то между государственным и антрепризным. Приглашу артистов, режиссеров. Труппа не будет раздута, основной костяк составят человек десять. Вон уж позвонили и известные артисты, и студенты, причем из разных городов — “хотим к вам, только на съемки отпускайте!”. Плюс у меня уже есть свой балет — это восемь танцовщиков из труппы Валеры Архипова.
— А что до содержания?
— Использую традиционный русский театр (а именно вахтанговскую школу, школу проживания-переживания), по форме будет ярко, по содержанию — глубоко. Разумеется, при использовании всех самых современных технических достижений — это и разнообразные проекторы, мультяшки, разноуровневые сцены etc.
— Вы упомянули о приглашении режиссеров…
— Я не собираюсь ставить постоянно. Сегодняшнюю премьеру, так получилось, я и ставлю, и сам же в ней играю: первый подобный эксперимент — никогда не участвую в своих спектаклях, просто два замечательных актера, приглашенных на главную роль, пока заняты, но с осени подключатся, надеюсь. А дальше в режиссеры буду звать интересных мне людей.
Устал от жесткого и жестокого театра; вот утром посмотрел новости — сплошной негатив, одни стрелялки… А хочется чистого искусства моей молодости, в котором люди верят в любовь, в котором не все молодые люди колются. И наша первая вещь — этакая сказка для взрослых, основанная на реальных событиях… Ни мата, ни злобы. Хочу, чтобы люди уходили с ощущением добра и света, а не с мыслью о беспросветчине и ужасе, понимаете?
— А не страшно ли впрягаться в “должность худрука”?
— Я когда-то мечтал, чтобы у меня был собственный театр. И если сейчас этого шанса не использую — буду потом всю жизнь жалеть. Авантюра, конечно. Но что делать — я по природе такой вот революционер… хочу все новое пробовать.
Но работа, скажу вам, тяжелая. Не как раньше — появился на репетиции, отыграл, ушел. Здесь пашешь по 12 часов как минимум, что-то вечно подписываешь, доказываешь, даже на репетиции прерывают — надо ехать говорить со спонсорами… Сил нет, но какое удовольствие! Сам себе начальник, не зависишь ни от кого. Я вдруг ощутил, что меня знают, любят, готовы помочь, а ведь в театре в качестве актера такого никогда не замечаешь — ты раб и сидишь в этом добровольном рабстве, ждешь ролей, думаешь — разрешат тебе ставить или нет… А сейчас у меня — свобода, важно лишь не опускаться ниже той планки, которая есть.
Первые спектакли нового театра пройдут на сцене Вахтанговского 23 мая и 20 июня.