Марина Лошак: «В нашем доме ремонт»

Директор ГМИИ им. Пушкина рассказала «МК», что ждет музей

Четыре месяца как Марина Лошак сменила легендарную Ирину Антонову на посту директора Пушкинского музея. Тяжела ли оказалась для нее ноша в виде руководства одним из главных культурных объектов страны? Существует ли в музее двоевластие (Антонова сейчас президент музея)? И, главное, какова судьба самой больной точки — реконструкции Пушкинского, официально стартовавшей пять лет назад. Обо всем этом корреспондент «МК» побеседовал с Мариной Лошак.

Директор ГМИИ им. Пушкина рассказала «МК», что ждет музей
Фото предоставлено музеем.

Пушкинский музей в ближайшие десятилетия изменится до неузнаваемости — процесс уже запущен. Пусть и без именитого лорда Фостера, который вел проект пять лет (но надо знать Россию, чтобы понимать, почему не склеилось, не состоялось). Меняют инженерные коммуникации, готовятся к реконструкции новые корпуса. Года четыре — и главное здание закроется, а после завершения работ его обновленная версия будет разительно отличаться от того музея, к которому все привыкли.

Государство в государстве

— Марина, Пушкинский — тяжелая ноша?

— Очень тяжкая... но приходится выдерживать.

— Тех четырех месяцев, что вы занимаете пост директора музея, должно было хватить, чтобы разобраться в ситуации. Какие проблемы вы увидели здесь? Все ли славно в музейном государстве?

— Как и в любом государстве, в этом есть свои сильные и слабые стороны. Иногда трудно сказать, какие из них наиболее существенные. Конечно, есть вещи, в которых я только разбираюсь. Не всю систему взаимодействия в коллективе я пока, наверное, понимаю. Хотя, бесспорно, здесь работают патриоты музея. Тут не нужно крепить корпоративный дух, он и так очень силен. Для людей, которые здесь работают, музей — это сверхзадача. Это государство в государстве, у которого свой флаг, свой патриотизм, свое служение. Как бы пафосно это ни прозвучало, люди здесь говорят о себе: «Я служу музею». Причем ощущается, что не только сотрудники любят музей, но и зрители. Ежедневно в музей приходят тысячи людей, причем не только на такие блокбастеры, как выставки Тициана или прерафаэлитов. Хотя остаются проблемы, связанные с работой тех, кто принимает посетителей: кассиров, смотрителей, гардеробщиков. Они недостаточно дружелюбны к зрителям. Мы пытаемся разрешить ситуацию. На днях — очередное собрание кассиров. Так что музей, с одной стороны, осознает свою миссию, с другой — недостаточно любезен по отношению к гостям. Нам многое предстоит сделать на этом пути.

— Сейчас одна за другой открываются новые выставки — их готовила еще Ирина Антонова, которая теперь занимает пост президента. Как строятся ваши отношения? В Пушкинском существует двоевластие? Должность президента, похоже, не такая уж номинальная...

— Она не номинальная. Ирина Александровна делает все, что считает нужным, участвует во всем, в чем считает себя полезной. Мы сотрудничаем — это главное. Некоторые вопросы курирует только она, например «Декабрьские вечера». Составление музыкальной программы и всего, что связано с проектом, делает Ирина Александровна вместе с людьми, которые десятки лет занимаются этим первоклассным продуктом. Я не вижу смысла нарушать сформированную команду. У каждого есть своя сфера занятий. Глупо отвергать чужие профессиональные усилия. Тут такое количество работы, что если будет еще несколько президентов, всем хватит места.

— Над какими выставочными проектами работаете вы?

— Мы ведем переговоры — бросаем в копилку идеи, которые созреют к 2014, 2015, 2016 годам... Говорить об этом детально преждевременно. Нас ждет много фантастических проектов самого разного свойства, и мы надеемся, что они будут очень разнообразными. Мы пытаемся идти по пути блокбастеров, связанных со старым искусством и искусством ХХ и ХХI веков. Хотим, чтобы все было — и кураторские проекты, и приглашенные резиденты, которые будут работать с нашей коллекцией. У нас будут выставки, связанные с историей моды и искусством фотографии. Так что мы работаем над выставочным планом. А параллельно думаем о новом попечительском совете.

— А чем был плох прежний попечительский совет?

— Он не функционировал. Сейчас мы выстраиваем новую систему отношений в попечительском совете, а также в обществе партнеров — объединении друзей музея, которые работают вместе с нами, лоббируют наши интересы, выступают в качестве спонсоров. К тому же создается клуб друзей музея — это демократическая организация, куда может войти каждый человек. Мы хотим включить в жизнь музея наибольшее количество людей, чтобы все слои общества были включены в музейный процесс. Не только я и Ирина Александровна работаем в Пушкинском. Музей делает большое количество разных людей, его делает наше общество.

Фото предоставлено музеем.

Сто лет без ремонта

— Давайте о наболевшем — о реконструкции. Что там с лордом Фостером — он больше не занимается реконструкцией, и точка?

— С господином Фостером все окончательно завершилось еще 5 июня. Мы, к сожалению, расстались с ним. И вступили в новую фазу.

— Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил, что будет новый конкурс. Когда он может состояться?

— Окончательного решения по этому вопросу не принято. Мы разбираемся в ситуации, считаем деньги, которые уже заплатили. Сейчас нельзя делать ложных шагов. С Кузнецовым работаем плотно и благодарны ему за то, что он разделяет наши заботы. Параллельно начинаем строительство. Проходит экспертизу одно из наших зданий — где будет в перспективе размещена Галерея старых мастеров. Его площадь — 26 тысяч кв. м. В будущем году, после того как здание пройдет экспертизу, начнется его реконструкция. В то же время готовится к экспертизе еще один дом — дом Стуловых, это 8 тысяч кв. м. Там будет сделана реставрация, здание должно быть приспособлено под экспозицию. Осмысляется площадка под новое строительство. Консультант из крупной европейской фирмы, которая занимается консультацией в области музейного строительства, приступил к изучению наших проблем. Он проводит серьезную консалтинговую работу. После ее завершения у нас в руках будет профессиональная консультация, как нам правильно строить всю логистику музейного квартала.

— Когда может быть закончена работа над Галереей старых мастеров?

— Строители говорят, что потребуется три-четыре года. Я думаю, это хороший результат. Параллельно пройдет реконструкция дома Стуловых. И начнется освоение новых площадок, где здания будут построены с нуля. Речь о депозитарии и выставочном пространстве, где у нас старые постройки включаются в «тело» нового строительства. Это самое важное для нас место.

— А как же многострадальная бензоколонка начала ХХ века, которая занимает это важное место? Ее все-таки перенесут?

— Ее перенесут в другое место.

— Когда главное здание закроется на реконструкцию, ведь оно не ремонтировалось сто лет?

— Главное здание закроется, когда будут готовы остальные.

— Насколько серьезная работа предстоит там реставраторам?

— Очень серьезная. Большая работа предстоит под землей. Там будет общественная зона, которая позволит нам получить нормальные туалеты, кафе, магазины и гардеробы. Сейчас для всего этого нет места.

— Куда переедут экспонаты из главного здания? И надолго ли?

— Преимущественно экспозиции, которые сейчас в главном здании, будут экспонироваться на других площадках.

— Каким станет главное здание после завершения реконструкции? Какие экспонаты здесь останутся?

— Будет серьезно расширена экспозиция, связанная с древним искусством, с археологией, нумизматикой, слепками. На данном этапе мы думаем, что это будет музей-инсталляция, которая будет возвращать нас во времена основателя музея Ивана Цветаева. Но Белый зал с колоннадой останется важной выставочной площадкой. В общем, это будет красивый классический музей.

— Какие работы сейчас идут рядом с главным зданием, в Колымажном переулке?

— Это работы, связанные с обновлением инженерно-коммуникационной системы, они ведутся уже два года. Строятся коллекторы под землей — на разных глубинах, до тридцати метров. Они опоясывают здание. Это те коллекторы, которые помогут потом соединиться всем нашим инженерным сетям. В феврале завершатся работы около 5-го подъезда и начнутся в другом месте — ближе к входу. Какое-то время нам всем будет неудобно. К весне 2014 года, все они должны завершиться. Да, в нашем доме ремонт, хоть здесь и живут жильцы. Придется потерпеть.

— Подземные переходы, которые должны соединить корпуса, как и предполагалось ранее, будут построены? И подземный вход со станции метро?

— Мы находимся в состоянии обсуждения этого вопроса.

В поисках честного человека

— А жива ли идея о смене названия? Ирина Александровна предлагала дать музею имя в честь его основателя Ивана Цветаева?

— Пока мы не обсуждали этот вопрос. Когда-то музей назывался Музеем изящных искусств. И мне кажется, что три раза менять имя — многовато. Если и менять, то стоит вернуться к изначальному варианту. С другой стороны — несколько поколений знают музей как ГМИИ им. Пушкина... Так что прежде чем принимать такое решение, нужно серьезно подумать.

— Каким должен быть архитектор, который в состоянии осилить столь непростую реконструкцию?

— Это должен быть умный, талантливый и честный человек, не просто питаемый личными амбициями. Он должен понимать весь масштаб и всю ответственность происходящего. Поиск такого человека — вот главная сейчас задача.

— Это задача этого года?

— Да.

— Будет ли увеличен или уменьшен бюджет реконструкции?

— Сейчас нам важно сохранить тот бюджет, который выделен на строительство. Для этого нужно сдвинуться с мертвой точки и шаг за шагом осуществлять задуманное.

СПРАВКА "МК"

Марина Лошак начинала свою карьеру музейщика в Одессе, где родилась и окончила Одесский государственный университет имени Мечникова по специальности «классическая филология». Работала в Одесском государственном литературном музее. Переехав в Москву в 1986 году, устроилась в Государственный музей им. Маяковского. В 1990-е основала галерею «Роза мира», выступала в качестве арт-консультанта банков. В 2000-х — возглавляла Московский центр искусств на Неглинной, сотрудничала с известным нью-йоркским галеристом Гари Татицяном, была арт-директором галереи «Проун». В 2012 году заняла пост арт-директора музейно-выставочного объединения «Манеж», в состав которого входят шесть выставочных площадок, в том числе центральный выставочный зал. 1 июля назначена директором ГМИИ им. Пушкина.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

История реконструкции Пушкинского музея уже насчитывает немало драматических страниц — на роман хватит. Изложу кратко: после того как в 2006 году Норман Фостер, архитектор с мировым именем, показывал свои объекты, построенные в разных странах, Ирина Антонова предложила ему сделать проект для Пушкинского музея — он согласился. Итог в 2007 году — макет будущего музейного городка — оценивал Дмитрий Медведев. Правда, сам Фостер, не имея российского филиала своего бюро, не мог принять участие в конкурсе на реконструкцию. Поэтому он выступил в качестве субподрядчика отечественного «Моспроекта-5», которым руководит Сергей Ткаченко. Фостер—Ткаченко выиграли конкурс в 2008-м. На реализацию проекта выделили 22 миллиарда рублей. И тут же начались проблемы: архитектурный дуэт не учел фактор охранных зон (в составе ГМИИ им. Пушкина 28 строений, большая часть — памятники архитектуры, к тому же на территории музея много исторических зон). Публичные обсуждения проекта зашли в тупик. В 2013-м вообще выяснилось, что разработанного проекта как такового нет — об этом заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Так что теперь Пушкинский будет двигаться дальше без Фостера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру