— Эдгард, каково ваше решение с «Ринглинг бразерс»?
— Объясняю ситуацию. В середине ноября мы участвовали в международном цирковом фестивале в Италии; к нам подошел представитель одного из крупнейших американских цирков, «Ринглинг бразерс», и неожиданно затеял разговор о сотрудничестве: «Мы следим за вашими достижениями, видим, что вы собрали одну из лучших цирковых трупп в мире (имеется в виду цирк братьев Запашных. — Я.С.), поэтому хотели бы предложить вам работу в Америке».
— То есть ставить шоу, подобные московским?
— Мы пока не обсуждали: хотят они видеть наши, обкатанные по России, программы или же предложат участие в своем проекте... Как вы знаете, владеет «Ринглинг бразерс» семья мистера Фелда (Feld), так вот две его дочки, Анна и Николь, президенты компании, прилетят к нам в конце декабря или в начале января посмотреть новый спектакль «Страшная сила» в Лужниках. И вот тогда мы обсудим детали. Полагаю, условия они нам предложат хорошие, но... какова степень занятости? Полная ли? Или сезонная?
— То есть можно ли будет совместить работу в Штатах с руководством Цирка на проспекте Вернадского?
— Пока сказать сложно. Все зависит от их предложения. И от той ситуации, которая складывается сейчас в России вокруг цирка как жанра в целом... Потому что налицо очень грустные тенденции.
— Что вы имеете в виду?
— Ну как же: губернатор Ткачев, и не только он, на полном серьезе предлагает Президенту РФ после Игр в Сочи отдать ледовую арену «Цирку дю солей»... Слыша это, становится как минимум грустно. Идет политика НЕзамечания собственных достижений. Я считаю, что чиновники ранга Ткачева не имеют права даже рассуждать, что объекты, построенные государством, могут отходить иностранным компаниям. Это неприемлемо в категорической форме. В стране не должны появляться филиалы Мадонны, «Дю солея»... Пусть они приезжают к нам с гастролями, а затем возвращаются к себе на родину. Я пока не видел ни одного предложения Большому театру или Большому московскому цирку иметь филиал в Нью-Йорке или в Монреале. Они ж не идиоты! А мы почему-то позволяем себе подобное. У «Дю солея» достаточно денег, чтобы самим все строить. А мы будем решать — позволять им это — за их деньги — или нет.
— Еще один сюжет: слухи ходят о строительстве в Москве еще одного цирка...
— Есть договор о намерениях, но я пока не хочу давать обширную информацию...
— Но это договор с Минкультом? С кем?
— Нет-нет, министерство не имеет к этому никакого отношения. Речь идет о частной строительной компании. Очень серьезной. Да, они очень заинтересованы в том, чтобы построить в Москве еще один цирк.
— Для труппы цирка братьев Запашных?
— О форме собственности мы как раз ведем переговоры. Может ли, например, это здание стать филиалом Цирка на Вернадского? Почему бы и нет? В любом случае либо Цирк на Вернадского, либо ЦБЗ будут присутствовать в этом проекте.
— То есть в идеале вы бы хотели, чтобы он отошел под крыло государства?
— Пока речь идет о внятном контракте. Я за то, чтобы цирк процветал, чтобы артисты были при работе, этим проект и интересен. Если основные маневры начнутся в январе, то буквально за год здание построят... Я уже видел план, инженерные решения — они даже приходили к нам, на Вернадского, изучали помещения для животных. Так как это частная компания, процесс пойдет быстро.
— Но речь идет о копии Вернадки или все-таки это версия-лайт?
— По отношению к Вернадскому это, разумеется, будет лайт-версия, мы ж не ставим себе цели копировать: да это и коммерчески невыгодно... Манеж, как всегда, 13 метров; просчитываем оптимальный зрительный зал — чтобы был больше тысячи мест, но меньше двух тысяч.
— То есть меньше, чем Цирк на Цветном?
— Немного меньше. Мы ж понимаем, что и загруженность «Цветного бульвара» сегодня не 100%... Поэтому брать надо качеством и количеством шоу, а не раздутым числом посадочных мест.
— И пара вопросов о Вернадке: сейчас у вас пойдет новогодняя сказка «Небылица» с тигриным аттракционом Павленко, а дальше?
— Кстати о Павленко — недавно ему исполнилось 70 лет: вот уже 10 декабря он приезжает к нам со всем своим коллективом и будет здесь до марта. А с марта у нас пойдет оригинальное клоунское шоу — там и Борис Никишкин примет участие, и несколько иностранных звезд, например, экстремальный номер семьи Джастерс: муж кладет жене яблоко на голову и стреляет в него из арбалета с расстояния 10 метров... Я видел этот номер во Франции — поверьте, мурашки по коже. Подобных трюков в российском цирке не существует.
— А купол на Вернадского вы хотели перекрывать...
— 10 декабря начнется вскрытие крыш стилобатной части вокруг цирка, то есть крыш офисов и помещений для животных. А куполом мы займемся после зимы, когда сойдет снег. Купол-то накрыть невозможно; а стилобатные крыши прикрываем пока специальными палатками.