Муза его тысячелетия

Юрий Башмет открыл грандиозный фестиваль в Ярославле

07.05.2009 в 17:08, просмотров: 1949

В канун празднования 1000-летия Ярославля (2010-й) Юрий Башмет-Мудрый решил "основать" здесь и свой город - музыкальный. Еще недавно мы писали о его мощной предолимпийской арт-акции в Сочи, и вот теперь нечто схожее - только уже на Волге. На четыре дня губерния погружается в башметовское "многоличие": он выступает здесь и как альтист, и как дирижер двух своих оркестров, и как проводник новой музыки - завтра играет любопытнейшую премьеру (мировую) концерта для альта и симфонического оркестра американского композитора Игоря Райхельсона.

Сказать, что край так уж обласкан высокой музыкой - было бы преувеличением. Допустим, в самом Ярославле еще какая-то жизнь теплится (существует очень неплохой местный филармонический Губернаторский оркестр, дающий по четыре концерта в месяц). Но вот города окрест - Ростов, Кострома, Рыбинск, Гаврилов-Ям, при всем наличии музыкальных школ (или как у них модно называть - "школ искусств"), живого столичного артиста видят нечасто.

Только что вернулись из поездки в Рыбинск московские солистки Алена Баева (скрипка) и Ксения Башмет (фортепиано). Они давали в местных школах мастер-классы, а вечером вместе с прекрасным виолончелистом Александром Бузловым провели долгий и сложный концерт. Зал на 400 мест полон, аплодировали стоя, народ исстрадался по качеству и музыки и… жизни. Город-то - как после войны, уникальные старые здания (с табличками "охраняется государством") разрушены, крыши провалены после пожаров, кирпичная кладка падает прохожим на головы (а в домах-то при этом живут люди!), центральная улица - как помойка, фонари не горят. А город-то - ой-ой, стратегически важный, здесь и движки для самолетов делают, и много еще всего такого. Так что фестиваль необходим, тем более, по уверениям Юрия Абрамовича, он станет ежегодным.

- Зачем он здесь нужен? - вопрошает Башмет. - Я для себя такую формулу вывел: фестиваль нужен в любом месте, где согласны его проводить, потому что за короткий отрезок времени внимание всех фокусируется на классической музыке, это мощный заряд, и при обычном течении жизни достичь такого накала вряд ли удастся.

Так, на открытии выступили солисты и хор Мариинского театра с концертной версией Россини "Путешествие в Реймс". Более свежей, яркой, энергичной оперной постановки не приходилось видеть уже давно. Башмет дирижировал своими "Солистами", а уникальные певцы (Ирма Джиголаты, Анастасия Калагина, Лариса Юдина, Николай Каменский и др.) разыграли в двух действиях остроумную, и некогда очень популярную, шутку Джоаккино Россини про то, как постояльцы отеля "Золотая лилия" собираются поехать в Реймс на церемонию коронации Карла X Французского, да только так никуда и не едут. Перессорившись и перемирившись, остаются на веселом банкете в самой "Золотой лилии".

- Юрий Абрамович, Вы ж нечасто выказываете какое-то особое отношение к оперному искусству.

- Это верно, оперой занимаюсь крайне редко. Но мой друг Валера Гергиев очень давно меня уговаривал поставить оперу у него в Мариинке. Да, это очень интересно. Но много лет эта идея не могла осуществиться. Банально - нет времени. Это ж месяц, по крайней мере, нужно быть в театре. А у меня и трех дней свободных нет. Так прошел год, второй. И, в конце концов, я Валере сказал: "Ну, давай что-нибудь такое, что было бы премьерой. Что не слышали доселе в Мариинском театре". И таким образом мы пришли к этой опере.

При театре работает Молодежная академия оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой, прекрасные голоса. Они энтузиасты, в отличной форме. И вот с этой молодежной академией, но с оркестром Мариинского театра (и хором) состоялась премьера, и так Башмет там первый раз продирижировал. А ведь "Реймс" вообще почти не ставили. Причем с одной и той же мотивировкой: "невыносимо трудные вокальные партии". И Башмет, и мариинцы справились, что и продемонстрировали в Ярославле.

А завтра нас ждет мировая премьера Игоря Райхельсона - сильного пианиста и замечательного композитора.

- Еще даже совсем непонятно, что нужно менять в этом произведении, - рассказывает Башмет, - оно только лишь написано. Сам автор - человек удивительно разносторонний. Он вырос в Ленинграде, а потом переехал в Нью-Йорк. В какой-то момент стал бизнесменом, но никто из окружавших Игоря не знал, что он каждый день, возвращаясь из офиса домой, по нескольку часов занимается на рояле. И так на протяжении 14 лет. И потом как прорвало - стал писать очень много музыки.

Её-то мы и послушаем под занавес башметовского фестиваля, ведь - словами Юрия Абрамовича - "лучшими и самыми долговечными памятниками делам человеческим являются произведения искусства".