Бритни Спирс отказалась от русского гостеприимства

Душевный перформанс Ника Кейва на прошлой неделе и вторничное технобуйство с Бритни Спирс в главной роли, наверное, можно назвать главными концертами месяца

Не столько публика и музыкальные журналисты, сколько светские сплетники и папарацци с особенным нетерпением ждали гастролей Бритни Спирс в России. Такой лакомый и пышный (во всех смыслах) кусок плыл им в руки! Предполагалось, что за несколько дней, которые скандальная поп-стар пробудет в Петербурге и Москве, у таблоидов случится раздолье и веселье. Но сладкие мечты рухнули, как Колосс Родосский.

Ходило много слухов о том, как впечатленная рассказами звездных подружек и друзей (Мэрайи Кэрри, Донны Саммер, Элтона Джона и др.) о прелестях русского гостеприимства, Бритни Спирс чуть ли не собственноручно прорисовала большой заковыристый русский крюк на карте своего мирового турне. Однако странная история с некими емейлами из России, в которых певицу обещали убить, внесла свои коррективы. Артистка как бы испугалась, детей решила с собой не везти, а сама отказалась даже ночевать в России. Впрочем, без бронежилета выступить перед многотысячными аудиториями в двух столицах она все-таки духа набралась. В Питере пробыла всего семь часов и сразу после концерта улетела в Стокгольм, где и переждала паузу между двумя концертами. В Москву вернулась аккурат за несколько часов до выхода на сцену “Олимпийского”.

 Из всей светской хроники, заслуживающей внимания, в памяти остался лишь курьез с гаишниками в Питере, которые остановили ее кортеж из трех “Мерседесов” с московскими номерами, когда те мчались в аэропорт. Строгий возглас “документы!”, видимо, останется единственным воспоминанием о русском гостеприимстве, испробовать которое в полной мере Бритни Спирс так и не смогла.

Душевный перформанс Ника Кейва на прошлой неделе и вторничное технобуйство с Бритни Спирс в главной роли, наверное, можно назвать главными концертами месяца. С одной стороны, объединяет этих артистов только то, что они оказались в июле в Москве и Петербурге. Но в то же время и австралийский рок-тяжеловес, и американская поп-старлетка, не сговариваясь, начали писать новую главу в карьере. Ник, по мнению окружающих, явно обрел вторую молодость, Бритни пытается забыть обо всех своих личных кошмарах и снова начинает работать большой звездой. “ЗД” довелось увидеть оба концерта и ужаснуться размерам пропасти, разделяющей этих гастролеров.


Решение отправиться в тур, вероятно, было принято Бритни в здравом уме и ясной памяти. В ее непростой ситуации глобальный чес — чуть ли не единственный способ привлечь к себе повышенное внимание. Велика вероятность, что даже граждане, не причисляющие себя к ярым фанатам г-жи Спирс, проявили интерес к ее концертам хотя бы из любопытства. Всем ведь интересно, как чувствует себя склонная к депрессиям и, мягко говоря, странным поступкам разведенная и лишенная опеки над своими детьми женщина, которая к тому же решением суда не может потратить ни цента без ведома своего папаши-алкоголика. Впрочем, после концерта вопрос о самочувствии остается открытым, потому как в ходе действа певице не то что в глаза нельзя было посмотреть, а порой разглядеть-то было трудно.  

Тур Бритни получил название Circus (“Цирк”), и в данном случае это не образное выражение, а самая точная характеристика того, что творится на сцене. А творится там тот еще цирк — с клоунами, акробатами, фокусами, клетками и плетками. Внушительный экран в форме кольца обрамляет сцену и стремительно передвигается по вертикали, выполняя иногда функцию яркого мультимедийного занавеса. Сама сцена нашпигована пневмолифтами и снабжена мини-сценой, которая спрятана внутри основной. Под потолком парят барочные кресла и диваны, клетка и оборудование для воздушной акробатики. Все это добро за считанные секунды спускается вниз, придавая каждой песне свою картинку. Иллюзионист возит на специальном столике женщину без туловища, велосипедисты делают чуть ли не сальто, а акробатка на шесте — уже настоящие сальто-мортале, что приводит публику в восторг. В общем, содержимое всех сорока трейлеров, доставивших в Москву эту чудо-технику, было видно до последнего шурупа, не говоря уже о том, что со сцены кричал каждый цент постановочного бюджета.  

С музыкальными впечатлениями куда труднее. А если уж называть вещи своими именами, то этих впечатлений нет вообще. От заглавной песенки Circus до актуально-хитовой бисовки Womanizer звучит отменного качества фанера. Живьем было объявлено “здрасьте”, “до свидания”, “а сейчас песня Everytime”. Вполне возможно, что нам, как гражданам страны “Ласкового Мая”, “Стрелок”, по-прежнему успешно функционирующих Hi-Fi и таких мастериц жанра, как София Ротару и Ирина Аллегрова, не пристало ханжески лицемерить и возмущаться фанерой. Но все-таки обидно, что местные умельцы обманывали лишь население бывшего СССР, а некая фифа из американской глуши взяла да и превратила наше национальное ноу-хау в аферу международного масштаба. Хотя бы проценты отстегнула. За идею…  

Впрочем, фанерой грешат все, включая Мадонну. Приснопамятную подружку Дэвида Боуи Аманду Лир еще в конце семидесятых закидывали за это помидорами, и трюк придуман не совсем у нас. Мы просто оказались впереди планеты всей по масштабам его применения. На Западе же нынче принято если и имитировать пение, то предлагать хотя бы что-то взамен. Та же Мадонна, например, неплохо танцует. 

Многочисленные репортажи о подготовке к туру давали надежду на то, что Бритни под чутким руководством хореографов и диетологов снова превратится в шуструю девицу. Увы. Она не шустрая, на шпильках ходит с большим трудом, танцует еще хуже и, чтобы скрыть это, каждый номер наполняет ладно двигающейся массовкой, за которой саму артистку порой очень трудно рассмотреть. При этом на экранах крутят крупные планы только из клипов — и ничего такого, что могло бы приблизить главную героиню действа к публике, не происходит. А если бы и произошло, то не исключено, что главным эпиграфом к шоу стали бы строчки пламенного пролетарского поэта: “Глупый пИнгвин робко прячет тело жирное в утесах”. 

Героиней бала артистку можно назвать лишь номинально. Цирка было явно больше, чем ее, и это тот случай, когда массовка интереснее звезды. Собственно, все шоу, включая фонограмму, которая сопровождала эти трюки, прекрасно обошлось бы и без титульной особы. Те, кому была интересна музыка, явно пришли не по адресу. Концерт помимо любителей цирка был, видимо, адресован еще и нимфоманам, кого может страшно возбуждать, например, скрипучий женский голос, прописанный на фонограмме.  

Однако один весьма показательный эпизод трудно обойти вниманием. Пока сцена готовилась к очередной песне, на экране крутили небольшой фильм, где Бритни посреди жуткого шабаша подпевала рок-злодею Мэрилину Мэнсону в его кавере на легендарные Sweet Dreams от Eurythmics.

 Глядя на такое, отлично понимаешь, что в слащавой попсе куда больше дьявольского, чем в деяниях любого шок-рокера. Концовка основной части шоу тоже получилась мистической. Отплясав под стародавнюю One More Time, Бритни буквально провалилась под сцену. Включились ветродувы, свет принял зловещий оттенок. Наверное, это было попадание прямиком в гламурный ад, и есть подозрение, что там г-же Спирс и место.                    

Ник Кейв: рецепты вечности от рок-гуру

Третий визит Ника Кейва в Россию еще до появления первых афиш был мероприятием, обреченным на шумный успех. Способствовали этому как минимум две причины. Первая: он нам как родной, и у гордого австралийца куда больше оснований носить звание “народный артист России”, чем у многих местных, кому эта должность досталась по разнарядке. Вторая: нынешний статус мистера Кейва можно назвать весьма интригующим.  

Не исключено, что слухи о том, будто один из главных рок-идолов планеты намерен вскоре завязать с гастролями и, возможно, мы видим его в последний раз, стоит списать на вечный трепет фанатских душ. Однако разговоры на эту тему в последнее время велись так активно, что многие бросились стоять в очереди на вход в “Б1”, несмотря на жару и перспективу провести больше двух часов в переполненном помещении. Пожаловали даже совершенно непрофильные для таких мероприятий светские персоны. В полумраке VIP-сектора выделялись благородные профили бас-гитариста легендарного “Автографа” Леонида Гуткина и композитора Владимира Матецкого. Правда, любопытства этих господ в итоге хватило ненадолго.  

В музыке Кейва тоже немало новостей. За последние тринадцать лет он сумел несколько раз измениться до неузнаваемости. Диск “Murder Ballads” состоял из одних хитов, последовавшие за ним альбомы “The Boatman's Call” и “No More Shall We Part” были меланхоличны донельзя и, по правде говоря, нагоняли тоску, потом начались нешуточные эксперименты, которые привели к созданию лязгающего гитарами и страшно рычащего проекта “Grinderman”. Наконец, самая свежая на данный момент пластинка “Dig, Lazarus, Dig!!!” возвестила пастве Ника Кейва о том, что у их мрачного гуру началась вторая молодость.  

Стоит признать, что момент для этого настал весьма подходящий. Нику чуть больше пятидесяти, он чист как стеклышко, ему по-прежнему очень идут приталенные костюмы и остроносые ботинки, а хитов набралось столько, что их грех не играть на публике. Конечно, теперь его концерты в первую очередь носят ностальгический характер. Он последний из оригинального состава своей группы “The Bad Seeds”, все панк-блюзовое безумие, творящееся на сцене, — скорее отточенное мастерство, чем былой сметающий все на своем пути поток животной энергии. Да и выбор песен говорит о том, что артист не намерен самоутверждаться, а хочет прежде всего ответной реакции. И если начать концерт с “Tupelo”, а потом предложить “Red Right Hand”, “Deanna, Henry Lee”, “The Mercy Seat” и “Weeping Song”, то реакция будет сродни урагану “Катрина”. В Москве все так и случилось.  

Главное, что всегда поражает на концертах Кейва, так это масштаб персоны артиста. В 1998-м он дал на сцене “Горбушки” два представления, которые произвели на нашу публику впечатление сродни посадке в Филевском парке летающей тарелки. Конечно, это были те самые великие и ужасные The Bad Seeds с Бликсой Баргельдом и Миком Харви; конечно, тогда все они с куда большим презрением относились к собственному здоровью, что делало концерты еще интереснее.

 Но, когда несколько лет спустя Кейв сидел у рояля на сцене Театра оперетты, а само действо было довольно тихим, люди все равно смотрели с широко открытыми глазами и задавались вопросом “а как вообще такое возможно?!”. Несколько дней назад Ник скакал по сцене, как племенной жеребец, две ударные установки заставляли сердца биться быстрее, а скрипка Уоррена Эллиса иногда пугала не на шутку. В результате даже матерые концертные промоутеры шептались между собой на тему “кто бы мог подумать!”.  

В качестве резюме можно сказать, что наблюдать за Ником Кейвом — по-прежнему очень увлекательное занятие. Он может приезжать сюда в любое время, в любом качестве и рассчитывать на большой ажиотаж вокруг своей персоны. Это потому, что поистине народных артистов очень любят и никогда не предают.                   

Заграничному рок-поп-безумию удивлялись и иногда ужасались  Илья Легостаев, Артур Гаспарян. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру