Железнодорожный: территория скандалов

В большинстве районов Московской области процесс голосования прошел без громких эксцессов

Выборы в Железнодорожном же оказались богаты на происшествия. Сломанная рука, оторванное зеркало у автомобиля для выездного голосования, проголосовавшие «мертвые души» —  корреспонденты «НП» провели единый и нескучный день голосования в «городе Ж», как называют его местные.

В большинстве районов Московской области процесс голосования прошел без громких эксцессов
Мария Кузнецова.

БЕСПАРТИЙНЫЙ КОММУНИСТ

В большинстве УИКов, где удалось побывать, члены избирательной комиссии и наблюдатели в один голос заявляли, что таких спокойных выборов они не припомнят. Прессу, правда, радушно принимали не везде. На участке №574 председатель сначала внимательно изучила журналистское удостоверение и паспорт. Затем осталась недовольна предъявленным редакционным заданием. Не смягчила ее и продемонстрированная публикация со словами господина Вильданова о том, что пресса может свободно присутствовать на участках и что для этого «достаточно предъявить редакционное удостоверение и паспорт». Лишь еще раз позвонив и изучив соответствующий кодекс, председатель решилась на беседу.

— У нас участок тихий, дома старые, люди все те же ходят, — говорит Наталья Бивал. — Я в ЖЭКе работаю, всех знаю. Да и председательствую не впервые. Явка сегодня ожидаемая, не слишком обильная, но к вечеру еще большой поток подтянется. Нарушений или иных происшествий не было, то же подтвердят и наблюдатели.

На выходе из участка дежурил человек из ВЦИОМа. Согласно его записям, к середине дня уверенно лидировал кандидат от единороссов Андрей Воробьев.

Среди тех, кто согласился рассказать, за кого и почему они голосовали, кроме коммунистов был популярен Гудков. На вопрос, знакомы ли вы с программой избираемого кандидата, утвердительно ответили единицы. Однако безоговорочным лидером среди моего мини-опроса предсказуемо оказался нынешний врио губернатора.

Некоторым наблюдателям Железнодорожного не посчастливилось. Кого-то после голосования выбросили на улицу.

ИЗГНАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

На участке №591 обнаружились пострадавшие. Вернее — пострадавший. То есть автомобиль. Председатель участка рассказала следующее. Около полудня первая выездная группа для голосования на дому отправилась на улицу Луговую. Представитель УИК вместе с наблюдателем и сопровождающим их водителем направились в подъезд. Когда избиратель проголосовал и группа вернулась на улицу, женщина на глазах у всех отрывала зеркало у выездного автомобиля, затем села в свою машину и скрылась. Позднее на дверце автомобиля обнаружилась внушительная царапина и записка, адресованная, судя по всему, водителю: «Ты — (непечатное). Поздравляю тебя!».

Записка приобщена к делу. По факту происшествия полицейские возбудили дело, ведется расследование. Председатель местной УИК Наталья Морозова считает, что непосредственно к выборам хулиганская выходка отношения не имеет.

Случай на участке №561 в микрорайоне Павлино на этот раз имел к выборам отношение самое непосредственное. — Днем многие наблюдатели, и я в том числе, отправились с выездной урной для голосования на дому, — говорит работавшая на участке член избирательной комиссии от партии КПРФ Инга Бочкарева. — Когда мы уезжали, на участке проголосовало всего 43 человека. Через час после нашего возвращения выяснилось, что проголосовало уже 397 жителей микрорайона. То есть, получается, по 6 человек в минуту. Это вызвало подозрения. Тем более что после нашего возвращения такой высокой явки больше не было.

Наблюдатели попросили проверить списки избирателей. Председатель комиссии отказала им. Требования повторились снова после происшествия с Андреем Самолетом. В ответ на это председатель перед закрытием участка объявила решение об отстранении от работы нескольких членов УИКа. Формулировка — «за неисполнение распоряжений председателя». Об инциденте наблюдатели сообщили представителю движения «Союз наблюдателей России» («СОНАР») в городе Железнодрожном и на «горячую линию» ассоциации «Голос».

БЕРЕМЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПРОТИВ ДОХОДЯГИ ИЗ МГУ

Но самое интересное произошло на участке №582 в центре города. Днем председатель участка Светлана Долгер рассказала, что около девяти часов утра на избирательном пункте появились наблюдатели от «Яблока». Они сразу направились к урне для голосования, крича о фальсификации и вбросе бюллетеней. Один из них попытался опрокинуть урну. Оказавшаяся ближе всех секретарь комиссии Мария Кузнецова попыталась ему помешать. Второй яблочник снимал все происходящее на видеокамеру. В результате мужчину, толкавшегося с секретарем, увезли в полицию, секретаря избирательной комиссии отправили в больницу, откуда она вернулась с гипсом на руке. По ее словам, у нее обнаружили перелом лучезапястной кости.

Комментирует Мария Викторовна происшедшее неохотно. Ссылается на боль в руке и высокое давление. Наблюдатели и члены УИК пытались отвадить любопытных журналистов, указывая на то, что женщина беременна и у нее стресс и давление.

— Вот у этой урны все произошло, — кивает Кузнецова. — Наблюдатель от партии «Яблоко» хотел ее перевернуть, сломать. Я подошла к нему, помешала... Ходил здесь, буянил. Толкнул меня, о стену ударилась.

Секретарь ТИК Железнодорожного Ирина Пантелеева рассказывает эту историю несколько иначе.

— Степана Строгина мы под разными именами знаем не первый год, — говорит Ирина Олеговна. — На разных выборах он представляет разных кандидатов, а вообще он — член коммунистической партии. Строгин пришел на участок и стал разглядывать урну. Попытался вскрыть ящик, сорвать пломбы. А это означало бы, что итоги по данному участку будут признаны недействительными. Секретарь, оказавшаяся рядом, пыталась ему помешать, предотвратить нарушение. Он, наверное, попытался ее оттолкнуть. Не думаю, чтобы он сделал это умышленно. Потом приехала группа разбора выяснять, что произошло.

Участники скандальной потасовки Степан Строгин...

Обвиняемый в дебоширстве имеет свою версию происшедшего. Стоит отметить, что довольно тщедушный Степан Строгин не производит впечатления человека, склонного к мордобою. Тем более что работает двадцатитрехлетний Степан Ильич в МГУ.

— Я — член ТИК с правом совещательного голоса, — говорит Степан Строгин. — Беспартийный, на выборах участвую в качестве наблюдателя от общественного движения СОНАР (Союз наблюдателей России). К «Яблоку» отношения не имею. Общественные движения не могут назначать членов комиссии, поэтому мы обратились к Гудкову и попросили назначить меня.

Утром мне позвонили наши наблюдатели на 582-м участке, сказали, что там наблюдателей ограничивают в перемещении и праве на фото- и видеосъемку. Я пошел проверить, вместе со мной был корреспондент местной газеты. Он и пытался зафиксировать все происшедшее на видео. Я представился, показал удостоверение. Сделал замечание председателю комиссии, что ограничения на перемещения наблюдателей незаконны. В итоге мы остались при своих мнениях. Затем я посмотрел в щель урны и увидел там довольно толстую, согнутую пачку бюллетеней. Обратил на это внимание наблюдателей и пригласил их тоже заглянуть в щель. Меня, секретаря и урну окружили плотным кольцом. А эта женщина вдруг начала урну трясти. Я пытался ее зафиксировать. Действовал инстинктивно и, может быть, не совсем правильно. Просто в тот момент хотелось немедленно что-то сделать, помешать. Если бы урну не взболтали, то при вскрытии пачку бюллетеней было бы проще заметить.

Тут на меня принялись кричать тети-наблюдатели. Что вы делаете, что вы тут устроили и так далее. При этом контакта между мной и секретарем не было никакого. Когда я пытался урну зафиксировать, сотрудник полиции вместе с членами комиссии схватили меня в охапку и оттащили подальше от ящика. А она в это время трясла урну и кричала «караул!».

По наблюдению некоторых наблюдателей, «это не было размахиванием рук». Гримасы боли на лице секретаря также не было видно. Добавим также, что, по словам местных жителей, вернувшаяся с гипсом на УИК секретарь комиссии Мария Кузнецова работает в центральной городской больнице городского округа Железнодорожный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру