Сами с усами, с прудом и со всем

«Не проси ничего у сильных мира сего, сами придут и все дадут» — деревня Пешково в Чеховском районе живет по этому булгаковскому принципу

Ну почти. В 2005 году в деревне образовалось самоуправление. Теперь со своими проблемами жители разбираются самостоятельно. Не ждут и не просят.

Берут и делают. Хотя подаркам, конечно, рады.

«Не проси ничего у сильных мира сего, сами придут и все дадут» — деревня Пешково в Чеховском районе живет по этому булгаковскому принципу
Благоустроенный пешковский пруд облюбовали и отдыхающие, и рыбаки. Фото: ИЛЬЯ КОБИКОВ

КРИТИЧЕСКАЯ МАССА

— Дядь Юр, надо пруд спасать! — с этим предложением к одному из своих же, местных, жители обращались почти каждый день. Причем разрозненно, не сговариваясь. Дядя Юра, он же Юрий Александрович Кобяков, в деревне человек авторитетный. Род Кобяковых в Пешкове старинный, корни идут со времен Ивана Грозного. От Кобяковых и Добряковых (кои приходятся родней) весь деревенский люд и пошел.

И пруд в деревне старинный. Его еще после отмены крепостного права местные жители на радостях собственноручно вырыли.

— Это страшное было дело. Какое там купаться — подойти невозможно, так воняет от него. Рыбу там давно не ловили. А толку, если она пропахла вся? А другого водоема нет! Нам хотя повезло, деревня на ручьях стоит, но это ж ручей, не озеро! — рассказывает Юрий Кобяков.

Решили по-старому, по-деревенски — решить все коллективно. Собрали сход. Инициативная группа показала все свои наработки: сколько что стоит, какие есть бригады, что нужно сделать. Оказалось, что расчистка обойдется каждой семье примерно в две с половиной тысячи. Не такая уж большая сумма — 100 тысяч на всех.

— Иногда хитрить приходилось, по-другому изъясняться. Математически. Мол, продавать соберетесь, сколько вам прибыли будет, если у пруда дом стоит? Купаться можно, рыбачить, так отдыхать... В это верили, сдавали. Теперь у расчищенного пруда все пешковцы летом бывают, — вспоминает староста.

Видимо, тогда в сознании людей и сработал некий выключатель. Что действовать надо самим. Что никто быстрее и лучше тебя не сделает. Что дом — шире, чем 4 стены.

Выбрали совет жителей, назначили Юрия Кобякова старостой. Так теперь и живут. За порядком следят сами. Чуть что — сами себя и спасают.

Тогда, в 2005-м, в деревне никто и не слышал про 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», его статьях: 25-й (сход граждан), 56-й (средства самообложения граждан) и др. Просто удачно действовали, полагаясь на интуицию.

Два года назад вместо этого моста лежали два шатких бревна. Фото: ИЛЬЯ КОБИКОВ

МЕНТАЛИТЕТ МЕНЯЕТСЯ

Сами находят, сами исправляют. Жители Пешкова уже не всегда и сходов ждут. Если есть проблема — идут и разбираются с вопросом.

Есть в деревне ручей. Делит ее на две части. Ну и досок раньше было две — перекинули через поток и пробирались кто как мог, ловко. Долго так жили, аж почти привыкли.

Пока один из местных, Дмитрий, не решил все исправить. На свои средства сварил мостик, расчистил русло, прудики сделал.

— Я ему как-то говорю: давай, Дим, сядем, подсчитаем, а сколько ж ты вложил в это? Оказалось, что почти 328 тысяч. А все почему — коренной он, землю свою любит, — рассказывает Юрий Кобяков.

С борщевиком вместе борются. В полях его заметили мальчишки. Взяли с собой дядю Юру с лопатой — и поехали вырубать. Оказалось, что справиться с этой напастью можно только всей деревней.

— Теперь по весне все и выходим, вырубаем. А то зарастем, даже в лес за грибами не сходишь! — рассказывает Юрий Кобяков.

Жители приучились даже к субботниками. Опять же по весне расчищают совместными усилиями овраг вдоль деревни. Там много чего набралось за 30 лет. Соседние дачники построили когда-то дорогу. По ней все ездили — и дача, и деревня. И мусор — из машины за окно. Тот копился годами.

— Там можно эпохи по бутылкам изучать! Была лет двадцать назад такая водка, на «Р» называлась. Гадость страшная на самом деле. Так вот, в овраге прямо слой бутылок из-под нее. Над ним еще один — другая марка. Календарь! — шутит деревенский староста.

К пешковским делам стали подключатся и местные дачники. Территория-то соседская. Одни борщевиком зарастут — к другим придет. Мусор все кидали. Мало-помалу те, кто ответственней, присоединяются.

Кедровые грядки Юрия Кобякова. Фото: ИЛЬЯ КОБИКОВ

КАПИТАЛ

У деревни есть свой финансовый «общак» на экстренные нужды.

— Мы решили, что требовать ни с кого ничего не будем. У нас тут пенсионеров много, что с них требовать, пенсия-то маленькая! А вот если есть у людей желание — они приносят небольшую сумму. В год — не больше тысячи с семьи. Так мы владеем запасом кое-каким, мало ли что? — поделился опытом деревенский староста.

И запас-то пригодился. По весне пруд спустился. Деревенские напряглись: они ж его так долго восстанавливали, что случилось-то? Оказалось, что в нем завелась ондатра. Ну и навела свои порядки. Нору прорыла, плотину разрушила. Вода и спустилась.

— Мы срочно наняли экскаватор, разрыли нору, глиной засыпали. В общем, выселили. Нам это обошлось в пятнадцать тысяч рублей. И что, я эти деньги побегу выпрашивать у сельской администрации? Пока они их в бюджет заложат, пока выделят — год пройдет. У нас нет столько времени. А тут мы быстренько из своего взяли и починили, — рассказал Юрий Кобяков.

Инициативная группа на сходах регулярно отчитывается перед деревенскими, что, куда и на какие цели потратили из общего бюджета. Чтобы все видели, что работа идет в интересах пешковцев.

С НЕЕ НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Вся история деревни Пешково записана в церковных книгах местного прихода. Благо сохранилось их немало. Кто когда женился, на ком, кого породил, ну и так далее. Вот так, изрядно покопавшись в записях, Юрий Кобяков вывел генеалогические древа местных жителей. Разобрался, что все они — родня. И раздал все это местным. Листы получились длинные — зачитаешься. В них — все поименно.

И местные жители обратились к истории своих родов. С таким списком в руках поневоле задумаешься, чего стоило предкам содержать свою землю в порядке. Ответственность просыпается. Желание облагородить.

Не у всех, конечно. Кое-кто от активности соседей держится в стороне. Им написать в сельскую администрацию бумаг да подождать, пока там все решится, проще.

А большинство все-таки на себя надеется. Плохого не делает, а хорошее — что ж его откладывать?

— Заставить людей что-то делать невозможно, — рассказывает Юрий Кобяков. — Надо создать условия, в которых они поймут, что живут на земле своих предков. И надеяться на дядю-начальника, который придет, все наладит и деньги выделит, тоже не стоит. Это надо иметь в виду, с властями надо дружить, решать вопросы. Но прежде всего, если мы хотим жить в порядке на земле своих предков, все надо делать самим.

СПРАВКА

ДЕРЖАТЬСЯ ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ!

Пешково — деревня затухающая. Прописанных в ней мало. Большинство по документам москвичи — и расставаться с московской пропиской не хотят. Там же прописывают и своих детей. Последний ребенок, рожденный именно в деревне, по документам появился на свет еще в конце семидесятых. Последним депутатом сельсовета родом из этой деревни была некая Ларина. И тоже давно, в конце 60-х. Хозяйство в Пешкове держит только один человек.

Летом в Пешкове дети носятся стайкой. Несмотря на то что именно в деревне давно никто не рождался, сюда приезжают к бабушкам. Фото: ИЛЬЯ КОБИКОВ

ЭТО ИНТЕРЕСНО

КЕДРОВЫЙ РАЙ

Лет через 150 жители Пешкова смогут есть кедровые орехи местного произрастания. Ради эксперимента Юрий Кобяков почитал в Интернете, как оживить семечки и вырастить саженцы. Сделал все правильно. За два года деревца поднялись сантиметров на 7–10. Хвойные быстро и не растут. Еще через пару лет обещает раздать всем желающим соседям — по одному на участок. И воздух станет полезнее, и потомки вкусного поедят.

КСТАТИ

КАК МОГЛА ПОГИБНУТЬ ДЕРЕВНЯ ПЕШКОВО

В начале 60-х в деревне был сильный колхоз. Но в годы хрущевского «волюнтаризма» Пешково объявили «неперспективной» деревней: сначала хотели «отрезать по угол» все приусадебные участки, а затем и вовсе снести все дома местных жителей и полностью затопить это живописное место, сделав здесь совхозный пруд для разведения карпов.

Идея так и осталась идеей, но процесс распада был запущен. Деревня стала затухать. Многие отправились на заработки в окрестные города и более зажиточные деревни. Но, что интересно, коренные жители своих домов в Пешкове так и не продали.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру