Наше дело труба

Какое торжественное мероприятие может обойтись без оркестра?

Инаугурация губернатора тем более. «Это церемония серьезная, перед ней нужно специально репетировать не меньше двух дней. Ведь мы заранее должны подобрать произведения — они каждый раз в корне отличаются!» — считает руководитель губернаторского оркестра Московской области Олег Лебединский.

Какое торжественное мероприятие может обойтись без оркестра?

Официально днем рождения губернаторского оркестра можно считать 1 февраля 2007 года. Тогда в одну команду собрались десятки талантливых профессиональных музыкантов, а возглавил их профессор Олег Лебединский. По его словам, духовой губернаторский оркестр появился не просто так, такой музыки Подмосковью не хватало.

— Как появился оркестр? Жизнь заставила, — шутит Олег Викторович. — Дело в том, что духовые оркестры играли огромную роль в двадцатом и в девятнадцатом веке. Но с появлением средств массовой культуры, то есть синтетических и электронных инструментов, к сожалению, это все стало теряться. Духовой оркестр как жанр стал пропадать, особенно у нас, в России. Оркестровая музыка стала угасать, а ведь официальные мероприятия никто не отменял. Вот и появился вакуум, который однозначно надо было заполнять.

Первым «заполнить вакуум» в Подмосковье предложил начальник истринского управления культуры Роман Алексюк. Именно он выносил идею и много лет пытался претворить ее в жизнь.

— В общем-то наш оркестр — его идея и его детище, которое он пробивал много-много лет. Раньше этот пробел восполнялся военными оркестрами, но военные оркестры тоже в свое время значительно сократили, — говорит Олег Лебединский. — И надо понимать, что наш оркестр это не блажь, это не прихоть, это — необходимость.

У оркестра 10 комплектов одежды на все случаи жизни: и на протокол, и на концерт, есть даже зимний комплект.

Всего в оркестре 65 музыкантов, однако помимо них есть еще 15 человек, выполняющих очень важные административные и руководящие функции. Костюмер и заведующий складом — не менее важная часть команды, чем четыре солиста и три дирижера. Ведь на каждом выступлении музыкальный коллектив с гордым названием «губернаторский оркестр» должен выглядеть достойно.

— О, этим нас не обделили, — улыбается художественный руководитель оркестра. — У нас десять комплектов костюмов на все случаи жизни: и на протокол, и на концерт, есть даже зимний комплект. А что именно надевать — это мы всегда согласуем с режиссерами, в зависимости от мероприятия.

Одеты музыканты и правда всегда с иголочки, фраки и яркие куртки висят в костюмерной стройными рядами. А где же женские костюмы? Неужели в состав оркестра входят одни мужчины? Но художественный руководитель Олег Лебединский спешит это опровергнуть.

— Женщины в коллективе у нас есть! — говорит он. — Мужчин у нас большинство не потому, что мы отдаем им предпочтение, просто у нас есть специфика. Ведь мы играем на воздухе, мы играем в движении, мы играем при минусовой температуре, иногда даже в минус десять. Все-таки это непросто. Так что у нас никакой дискриминации нет. Если человек талантлив, если он профессионал, то мы готовы к сотрудничеству.

Художественный руководитель губернаторского оркестра профессор Олег Лебединский.

Управлять такими ценными кадрами, как музыканты губернаторского оркестра, совсем не просто. Не говоря уж о том, что дирижером может стать не каждый.

— Во-первых, профессия дирижера очень индивидуальная, как и все искусство, — делится Олег Лебединский. — Недаром говорят, что искусство для избранных. Дело не в элитарности, просто не каждому это дано природой. Не все могут быть художниками, артистами, музыкантами. И то среди этих избранных единицы могут стать дирижерами. Дирижер — это должен быть человек талантливый. Дирижером может стать или хороший, или блестящий музыкант-инструменталист. Но парадокс профессии в том, что не всякий блестящий музыкант может стать хорошим дирижером.

Олег Викторович признается, что его вдохновляет этот удивительный оркестр и вообще тот факт, что он может заниматься любимым делом.

— Я сижу на лошади Пегас, и, слава богу, она еще ни разу меня не скинула, — улыбается дирижер. — Мне 69 лет, я занимаюсь музыкой с семи, и я до сих пор влюблен в профессию. Кроме того, что я дирижер, я профессор кафедры дирижирования. И знаете, к нам рвется очень много народу, со всей России, но отбор жесткий. Есть такая шутка: дирижированию как предмету научить можно, а дирижировать — никогда. Это избранная профессия, я счастливейший человек. Вы видели счастливого человека? Вот посмотрите, он перед вами.

Так и гастролируют счастливый дирижер и его счастливые музыканты по всему Подмосковью. График у коллектива плотный, например, в 2012 году было отыграно 88 выступлений. Среди них и официальные мероприятия, и филармонические концерты — важная часть творческой программы. В оркестре уверены, что такому коллективу просто стыдно будет играть только на областных торжествах, ведь в нем состоят высокопрофессиональные музыканты, и они должны выступать. А уж репертуара у оркестрантов хватит на всех, и проблем с выбором музыкальной программы точно не возникнет.

— Существует определенная музыка для конкретных мероприятий, изобретать велосипед тут не надо, — рассказывает технический директор коллектива Андрей Параничев. — Если, допустим, вносятся знамена, играем встречный марш. Тот же гимн. Тут, скорее, весь вопрос в порядке исполнения. В свое время люди на этом даже диссертации защищали, как проводить мероприятия.

— А вот для культурных мероприятий уже существует художественный совет, — добавляет худрук Лебединский. — Мы обсуждаем, какую бы мы хотели программу, что мы будем играть и как. В художественном совете участвуют солисты оркестра, концертмейстер и дирижеры, мы создаем программу. Своих программ у нас много, есть очень серьезные, например, «Виват, Гендель, виват!» — к трехсотлетию композитора. А есть и специально для детей про приключения барабанной палочки. Дети воспринимают потрясающе! Хулиганка барабанная палочка всем мешала, стучала не там, а потом она услышала удивительную музыку и решила стать хорошей. И все это перевоплощение барабанной палочки из гадкого утенка в принцессу длится два действия с артистами и оркестром — полноценный спектакль!

В губернаторском оркестре своей программой гордятся, а главный предмет для гордости — качество ее исполнения. Главный дирижер коллектива убежден, что именно от качества исполнительского мастерства, профессионализма зависит отношение людей ко всей концертной программе.

— Не важно, кто слушает музыку — эфиопы, русские, жители Тамбова или Подмосковья, — говорит Олег Лебединский. — Наш репертуар настолько массовый, что он будет понятен и близок каждому. Самое главное — как его исполняют. Мы, чтобы достичь высокого уровня, не просто собрали профессионалов, мы репетируем все пять дней в неделю. Даже Гимн России, который мы исполняли множество раз, мы всегда обязательно повторяем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру