Футбол на колесах

Международный турнир по мотоболу прошел с 26 по 29 сентября в Видном

Принимающая сторона — команда «Металлург» — обещала, что на поле будет жарко даже в холодные сентябрьские дни. Не обманула. Игры были интересные.

Международный турнир по мотоболу прошел с 26 по 29 сентября в Видном

ЧЕТЫРЕ АЗАРТНЫХ ДНЯ

Стадион в Видном пустоват, но человек десять болельщиков «Металлурга» работают за все трибуны разом. Ветер пробирает до костей, а им все нипочем. На другой стороне — тихая группа поддержки все той же команды. Мерзнет, но держится.

Турнир по мотоболу в Видном — международный. Хотя играют всего-то четыре команды. Организаторы уверены — больше и не нужно. Во-первых, очень недешево выйдут такие соревнования. А во-вторых, то, что можно провести в одни выходные, растянется ну как минимум на неделю.

Так что творится на поле спортивная дружба советских социалистических стран — Россия, Белоруссия, Украина.

Было ощущение, что спортсмены из Видного были всегда и всюду.

Первая игра «Металлурга» только началась, матч идет пятнадцать минут, а на табло уже 3:0. Украинцы пытаются сопротивляться, но выходит у них не очень. Хотя стараются.

Вратарь явно в форме. Если б не он, счет на табло выглядел бы еще более внушительно.

— Все команды друг друга знают уже очень много лет. В конце концов, команд по мотоболу существует не так уж много, — рассказывает тренер «Металлурга» Валерий Нифантьев.

Эту игру в город привезли еще в начале семидесятых. Общежитие Московского института физкультуры расположено было в те годы на базе центрального автомотоклуба СССР, который как раз в Видном долгие годы и базировался. Будучи студентом, Валерий Нифантьев и его друг предложили опробовать этот вид спорта в городе. Так и прижилось.

Мотобол поддержали и местное отделение партии, и градообразующий коксогазовый завод. В те годы несокрушимая получалась поддержка. Темпы набрали такие, что по сей день «Металлург» остается одной из сильнейших мировых команд.

— Матча сложнее, чем в 1995 году, у нас еще не было, — рассказывает тренер. — В тот год французы предложили провести турнир европейских чемпионов. Не так, как все привыкли, — приехали не сборные страны, а именно победители внутренних соревнований. Ну и, естественно, Франция сдаваться не собиралась совершенно. Нам предстоял финальный матч. Сколько палок в колеса ставили! У нас не допустили нескольких игроков, мы вышли на поле без запасных, и даже не полным составом. Плюс ко всему, мы тогда на «Ковровцах» ездили, а противник уже на Honda пересели. Разница ощутима была. Но мы все равно победили их тогда.

Противники пытались отбиваться, но надолго завладеть мячом им не удавалось.

«Металлург» — профессиональная команда. Спортсмены живут этим. Тренировки — два раза в день. На мотоциклах ездят даже зимой.

— Скользко нам, да, — говорит Валерий Нифантьев. — Но мы даже резину никакую особую не ставим. Тут как с автомобилем. Если ты даже зимой ездить умеешь, летом вообще вопросов не будет.

Есть тренировки и по волейболу, и по баскетболу, и на лыжне. Зарплату не раскрывают. «С жиру не бесимся, но и с голоду не умираем» — так о ней отзывается тренер. На дополнительный заработок времени особенно не хватает. Кое-кто пытается делать бизнес. Но при постоянной занятости на поле вести очень серьезные дела просто нет возможностей.

ГЛАВНОЕ — ТЕРПЕНИЕ

— Обычно к нам приходят лет в десять. Хотя берем с восьми, — рассказывает тренер «Металлурга». — Как правило, приток идет после соревнований. Особенно крупных, мы ведь тут три чемпионата Европы проводили. Человек по тридцать, бывает, приходит. Но далеко не все остаются. Они ведь видят только одну сторону. На тренировках всем сразу на мотоцикл хочется, ездить... А у нас их только 18. Хватает не всем. Ждать терпения не хватает...

До 16 лет спортсмены ездят на мопедах. Только потом — на мотоциклы. Есть три возрастные категории для команд. От 8 до 16 лет — дети. С 16 до 22 — юниоры. После — взрослая команда.

Нас мало, но мы в тельняшках! Группа поддержки «Металлурга».

— В принципе, стать мастером спорта в «Металлурге» несложно. Мы ж все время выигрываем! — улыбается Валерий Нифантьев. — Правда, сейчас как-то очень долго оформляют бумаги. В советские времена все получалось сделать очень быстро.

Срок жизни мотоцикла в этом виде спорта зависит от механика едва ли не больше, чем от спортсменов. Веса они небольшого, и на двигатель объемом 250 кубических сантиметров большой нагрузки нет. Если вовремя заменить все расходники и жидкости, работать они могут долго. «Металлургу» основную командную технику подарили еще в 2001 году. До сих пор прекрасно ездят. Мелкий ремонт техники мотоболисты делают сами.

— Я всем всегда говорю, что если юноша занимается мотоболом, ему в будущем не придется без конца вызывать сантехника ради мелкого ремонта. Он вполне сможет многое в доме сделать сам, — рассказывает тренер.

НЕ СДАВАТЬСЯ

Турнир длится четыре дня. И в этот раз «Металлург» становится победителем. Для них это крайняя игра сезона. Непогода в России длится долго, но тренироваться не мешает. Команда уже ко всему привыкла. Им что зной, что холод — главное, не сдаваться. Лишь бы мотоцикл не подвел. А если что — в раздевалках всегда теплее.

СПРАВКА

Мотобол — в своем роде футбол, только на мотоциклах. В команде пять игроков — один на воротах и четыре в поле. Задача — забросить мяч. Ничего удивительного, если б все не происходило во время движения мотоциклов.

КСТАТИ

Мяч для мотобола большой. Его размеры: длина окружности 119–126 см, вес 900–1200 г.

С 1981 года спортсмены «Металлурга» составляют основной костяк сборной команды СССР и России — тринадцатикратного чемпионата Европы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру