И СЕРДЦЕ — ПЛАМЕННЫЙ МОТОР...
Встретились мы с Кристиной на ее втором и едва ли не главном рабочем месте — в том самом гараже, где она за минувшее лето подняла на ноги (а скорее уместнее было бы написать «поставила на колеса») уже два «Запорожца» — Жужу и Жорика Ушастого. Ровно в семь вечера, как мы и уславливались, у гаражной двери появилась моя интервьюируемая — блондинка с точеными чертами лица и чуть смущенной улыбкой. Одним движением справилась с тяжелым дверным замком, изящно впорхнула внутрь, приглашая меня последовать за ней.
— Вот тут мы и живем по вечерам. Только прежде чем расспрашивать — дайте мне пять минут на то, чтобы переодеться, — зажигая свет, сказала Кристина.
Элегантное черное пальто и миниатюрное бирюзовое платье в считанные минуты отправились в шкаф. Их сменили рабочие брюки, толстовка и перчатки с причудливым узором из мазута.
— Раньше, когда я только начинала ремонтировать машины, то очень рук своих стыдилась. Они все время у меня побиты: то ключ сорвется, то зацепишься обо что-то. Все время приходится ссадины лейкопластырем или бинтами «драпировать», — смеется Кристина. — Так что я, в отличие от других барышень, о маникюре даже не мечтаю — делать его бесполезно. Но, согласитесь, и невелика потеря!
Сердцем прикипеть к моторам Кристина успела едва ли не раньше чем научилась говорить и ходить. Правда, поначалу к игрушечным. И если в детстве ей дарили куклу, а не машинку, обиженно надувала губки и начинала плакать навзрыд. А в 16 лет ее отец, преподававший уроки вождения в автошколе, усадил дочку за руль. Почувствовав себя автоледи, девушка твердо нацелилась на покупку собственного авто. Годом позже поступила на заочку в институт (по специальности педагог-психолог) и параллельно стала работать дизайнером в газете. Довольно быстро был сколочен небольшой капиталец, позволивший ей уже в 2010 году с гордостью раскатывать по родному Высоковску на собственной «восьмерке» 2002 года выпуска. С этой же машины она открыла в себе страсть... к ремонту и тюнингу автомобилей: не без помощи друзей перебрала у «жиги» двигатель, поколдовала над внешним видом и в результате вскоре продала машинку на 15 тысяч дороже, чем купила.
ЖЕРТВА ЛАНИ
Но если первая машина была для нее учебным тренажером, то во вторую — «Шевроле Ланос» — девушка вложила уже и всю свою душу. За несколько месяцев ежевечерних бдений около машинки та своей натюнингованностью и эксклюзивностью могла уже соперничать с любой самой роскошной рублевской грацией. Бамперы для Лани-Ланочки, как ее ласково прозвали, отливались на Украине по индивидуальному эскизу, на капоте авто примостилась воинственная амазонка с мечом. Самая оригинальная фишка скрывалась внутри салона: стоило открыть дверь, как потолок, на котором была установлена светодиодная подсветка, вспыхивал немыслимый, неземной красоты абстрактный узор, при виде которого пассажиры удивленно разевали рты. Не иначе «Добро пожаловать в летающую тарелку!».
— Сама придумала такую подсветку, сама и воплотила, — поясняет Кристина.
Свою Лань Кристина готовила к столичной выставке, которая должна была пройти в августе 2012 года. Но до своего триумфа «Шевроле» не дожил ровно сутки: за день до мероприятия с автомобилем лоб в лоб столкнулся пьяный лихач, уходивший от гаишников и не справившийся с управлением.
— Получилось, что «Шевроле» мой собой пожертвовал, чтобы меня защитить, — вспоминает Трактирова. — Его состояние было таким, что только на запчасти отдавай, а у меня лишь одна царапина. Год и месяц я на нем проездила, а тосковать по нему, кажется, буду всю жизнь.
Любопытно, что после той аварии страха перед дорогой у Кристины не появилось, зато в одночасье угас интерес к современным моделям машин. Конечно, немного оправившись финансово и морально, Кристина купила себе нового железного дружка — «Мицубиси Кольт», но воспринимается он ею как средство передвижения. А иногда и как палочка-выручалочка, если надо спасать очередного страдальца.
Кстати, об идее спасения. В один из дней Кристина решила, что хватит горевать по Лани. Да, ту машину, как бы она того ни хотела, возродить к жизни уже было нельзя. Но ведь есть в этом мире автомобили, которые нуждаются в ее помощи! Может быть, даже всеми забытые, они из последних сил ждут, ржавея где-нибудь в заброшенных гаражах и на свалках.
ЖУЖА И УХАЖЕРЫ
Воодушевленная этой идеей, Кристина стала листать газеты с объявлениями, чтобы понять, какие именно модели машин ей хотелось бы спасать. Периодически попадались на глаза миловидные мордочки «Запорожцев» — машин, которых скоро днем с огнем будет не найти. Чем не отмирающий вид, достойный занесения в Красную книгу отечественного автомобилестроения?
— И решила я, что буду заниматься «Запорожцами», — говорит Кристина. — В советские годы не зря про них придумывали множество анекдотов: машинка еще та, с норовом. День ее не выкатаешь, обидится капризуля на невнимание, и проблем не оберешься, когда в следующий раз вздумаешь ее завести.
В начале июня 2013 года через подругу вышла она на одного дедушку, три года безуспешно подыскивавшего надежные руки для своего 26-летнего четырехколесного наперсника. Очень старичок боялся, что попадет «Запорожец» к молодым баловням, и они его в два счета угрохают. А как узнал, что Кристина берет машину для восстановления, обрадовался, расцеловал покупательницу и согласился отдать авто практически за бесценок. Жужа (в первый же момент знакомства с машиной Кристина решила, что это будет Жужа) на смотринах тоже вела себя паинькой и завелась с первого раза, хотя до этого три года стояла без движения.
В общем, счастливы были все.
К июлю, когда Жужу в гараже подновили, к Кристине стали приставать покупатели. Предлагали 100 тысяч (это в десять раз больше того, за сколько она ее купила).
— Я ее и за миллион не отдам, — отфутболила девушка потенциальных «ухажеров».
Жужа не уставала платить новой хозяйке благодарностью. Летом устроили в Клинском районе автопробег против плохих дорог, и честь возглавить колонну безоговорочно доверили желтому «Запорожцу». Так Жужа стала телезвездой. А в конце августа на районном конкурсе «Автоледи-2013» Кристина на своем «железном коне» покорила разом и жюри, и зрителей.
— Все переживали очень за нас, когда на одном из этапов машина проходила змейку со стаканом на крыше. В отличие от современных машин ход «Запорожца» гораздо менее плавный, и надо быть настоящим асом, чтобы ни капли не пролилось. И мы прошли так как надо, — вспоминает Кристина. — Конечно, на гонках мы финишировали самыми последними. А что вы хотите — 40 лошадиных сил у «Запорожца» против «Дэо Матис», которая была там, как и мы, самой «слабенькой», имея при этом в два раза больший запас мощности. А были ведь «конкурсантки» в 150 лошадиных сил! Так что мы решили участвовать, просто чтобы радость людям подарить (около нас постоянно очереди выстраивались на фотосессии), а в итоге подарили себе — по сумме всех конкурсов — третье место! И каждый наш финиш — под бурю оваций. Приятно!
Кстати, другие автоледи подходили к Кристине и спрашивали: «А у твоей-то — коробка-автомат стоит?» или: «А «Запорожец» что, правда без гидроусилителя?»
— Но вы не думайте, что Жужа такая прямо вся послушная из себя, — улыбается Кристина. — Когда я повезла ее в ГАИ, для того чтобы поставить на учет в РЭП, она у меня метров за тридцать до пункта назначения заартачилась. Пришлось прямо там исправлять неполадки. Когда зашла внутрь здания, инспектора уставились на меня, не зная, как реагировать: что за красотка такая с руками по локоть в мазуте к ним пожаловала? И сотрудник, которому документы отдавала, от удивления их аж на стол уронил. А я улыбнулась ему и сказала: «Что вы хотите? Я же водитель «Запорожца!» И тогда он вместе со мной развеселился.
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ДЛЯ УШАСТОГО
— Сегодня мы с вами будем очищать днище еще одного нашего «Запорожца», Ушастого Жорика, — говорит Кристина, врубая на магнитофоне бодрые ритмы Элвиса Пресли. — Знаете, рок-н-ролл задает отличный темп работе. А чуть позже подтянутся ребята. За последнее время у нас тут кружок сформировался по интересам. Из восьми человек. В соседних гаражах молодежь энергетиками развлекается, а мы с машинами ковыряемся. Мы им непонятны, они нам...
На этих словах Кристина начинает ловко орудовать каким-то инструментом, названия которого я отродясь не знала и вряд ли узнаю. Я же, исполнившись признательности за это прозвучавшее «мы с вами будем вместе очищать», трезво отдаю себе отчет, что трудиться предстоит моей визави, а я на протяжении двух часов буду путаться у нее под ногами, забегать к ней то с правого боку, то с левого и требовать новых историй. Например, про то, как к ее будущей ретроколлекции в августе присоединился Ушастый Жорик.
— О, Жорика я заприметила на пункте сдачи металлолома, когда искала кое-какие детали для Жужи, — воодушевляется Кристина. — Не сразу, но сердце дрогнуло: уже год болтался этот автомобиль, всем дождям и ветрам открытый. Долго размышляла, прежде чем ввязаться в авантюру. Он ведь и подгнил серьезно за это время, да и документы на него не факт, что можно было восстановить. Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек. Вот и автомобиль без документов — мертвая душа.
В авантюру все-таки Кристина ввязалась, а потом выяснилось, что конкретно Ушастого поставить на учет можно (ребятам удалось найти его прежнего хозяина).
Жорик на консилиуме, устроенном в том же, знакомом нам гараже, оказался крепко побитым жизнью. Рабочим в машине был признан только ручник. Через несколько дней по счастливому стечению обстоятельств друзья Кристины подарили ей и ее новому подопечному, Ушастому Жорику, «немца» — экспортный вариант «Запорожца», выпущенный в далеком 1978 году для нужд германского автомобильного рынка, но к сегодняшнему дню почти уже окончательно погибший. Радости Кристины пределов не было: редкий экземпляр (такие модели оснащались гораздо богаче серийных моделей, рассчитанных на советского потребителя), да еще и с кузовом и салоном зеленого цвета! Кстати, салон у экспортника сохранился почти в идеальном состоянии — и его решили на совете отдать Жорику.
— Когда мы с ребятами снимали с «немца» двигатель, из него неожиданно полетели бабочки. Это так нас ошеломило! Даже мальчишки расплакались, — с неимоверной теплотой в голосе рассказывает Кристина. — Будто бы в этот момент из зеленого «Запорожца» его душа вылетела и нас благословила. Это как трансплантация: одна машина умерла, для того чтобы дать возможность жить другой.
— Почему именно «Запорожцы»?
— Так ведь это история нашего, советского автопрома, осколки великой страны, которой больше нет, — говорит Кристина, подкручивая какой-то очередной болтик.
Твердо так говорит. По-взрослому. С пониманием того, на что тратит всю свою скромную зарплату дизайнера-верстальщика в газете.
— Да, кто-то меня осуждает: вот, мол, экономит на всем, только машины на уме, а от них какая прибыль? А я музей ретроавтомобилей хочу в будущем создать и таким образом, через машинки свои, сберечь наше прошлое, — обращается Кристина уже не ко мне даже, а к неведомым мне оппонентам.
А оппоненты у нее — куда уж серьезней. Хотя бы родной отец, который до сих пор сокрушается, что лично посадил дочь за руль: «Вот взять старшую сестру Кристины Наталью — по гаражам она не ошивается, а пироги печет да о муже с сыном заботится. А младшая в кого?»
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК— ЗАПЧАСТЬ!
Но ответ на этот вопрос знает вся семья: однозначно Кристина пошла в прабабку! Прабабушка ее была женщиной легендарной в масштабах Клинского района, а может, и всего северного Подмосковья. Анастасия Прасолова могла с закрытыми глазами разобрать и собрать трактор. В 18 лет окончила курсы и стала трактористкой. Когда же по Подмосковью пошли фашисты, колхоз, в котором Прасолова работала, разобрал трактора на запчасти, чтоб спасти машины от гитлеровцев. Только старинный, еще дореволюционных годов выпуска тракторок-фарзончик оставили. Но Настя вместе с механиком решили и его припрятать. Под покровом ночи закопали в одну из придорожных канав. Пришел враг, да и не стал играть в прятки и разбираться, где корпуса, а где детали, просто поджег всю тракторную станцию. И осталось село без техники. А когда захватчиков вытеснили с территории Подмосковья, встал вопрос: на чем пахать? Вот тут-то и пригодился тот самый фарзончик. Он не только колхоз Прасоловой спас от голода, но и соседние тоже. Работал сутками напролет — откуда только такой запас прочности у железа взялся?!
«Страшно было им, совсем еще девчонкам, работать: на полях много мертвых лежало, волки лютовали, выбегали из леса, привлеченные тарахтением двигателя, и на трактор набрасывались. Чуяли добычу!» — пересказывает правнучка воспоминания Анастасии Прасоловой. Вот только не сама она говорила об этом ей — не дожила баба Настя до рождения Кристины. Семейные предания до девочки дошли уже в исполнении ее бабушки Аллы, дочери Анастасии Прасоловой. Кстати, баба Алла всецело на стороне внучки. Она видит в девушке свою мать: тот же сильный характер при такой же хрупкой стати...
К восьми часам к нам с Кристиной присоединяются ее верные друзья и товарищи — молодые люди из Высоковска и Клина, также увлеченные раритетными автомобилями. В этой компании процветает равенство, только вот тяжести Кристине ворочать никто не дает. А еще мальчишки знают, что лучший подарок для единственной представительницы прекрасного пола в их ретробратстве — это запчасти для автомобиля. Сейчас ей надарили их столько, что уже складывать некуда. И еще одна проблема появилась с наступлением холодов: нужно арендовать гараж для Жужи, поскольку зимой под открытым небом она не выстоит. Но этот вопрос как-нибудь да решится, уверена Кристина. А в голове ее между тем витает уже новый замысел: найти и восстановить оригинальную модель машины, прозванной в СССР «инвалидкой», и знаменитого «горбатого» «Запорожца». Их теперь днем с огнем только сыщешь. Бывает, продаются они по объявлениям, но их хозяева такие цены на них ломят! Вплоть до 200 тысяч. У Кристины пока таких денег нет. Но, может быть, после прочтения этой статьи на пути ей снова повстречается хороший человек, готовый пристроить верную старую машину в добрые руки в обмен на то, что его «железная лошадка» получит право на вторую жизнь?