От Афин до Рио-де-Жанейро

Павел Софьин вырос в 115-м квартале Люберец. В 90-е здесь дня не проходило без криминала — разборки, «стрелки», кастеты, пистолеты

Мама Павла Галина Константиновна, понятное дело, переживала. Сын рано остался без отца. А ну как втянут его во дворе в нехорошую компанию, и пойдет Паша по наклонной?..

Павел Софьин вырос в 115-м квартале Люберец. В 90-е здесь дня не проходило без криминала — разборки, «стрелки», кастеты, пистолеты
Фото из архива семьи Софьиных.

Галина Константиновна в прошлом известная легкоатлетка, чемпионка СССР по пятиборью, в 1968-м выступала в Мехико на Олимпийских играх. После завершения карьеры спортсменки стала работать в Люберцах тренером. И, конечно же, стала приобщать к спорту сына.

Павел перепробовал вольную борьбу, баскетбол, футбол, плавание, а еще играл на баяне и пел в хоре. Мама радовалась. Нет, тогда еще она не надеялась, что сын когда-нибудь повторит ее олимпийский путь. Напомним, главное для нее было — чтобы Павел не пропадал на улице без пригляда.

Когда сын подрос, Галина Константиновна отвезла его в спартаковскую школу в Сокольники, к тренеру шестовиков Осипову, подготовившему рекордсмена мира Владимира Полякова. Павел безо всякой подготовки прыгнул с шестом на три метра. Поставили бежать 800 метров — он на финише первый. Отвели в сектор для метания ядра: все толкают снаряд на шесть метров, Павел — на девять. За что ни возьмется, все получается.

Вымахал парень под два метра, косая сажень в плечах. В 98-м выиграл с рекордом России Всемирные юношеские игры, стал серебряным призером чемпионата Европы среди юниоров.

Перспективного силача взяли на Олимпийские игры в Афины-2004. Мама плакала от радости. Сын в люди вышел, в институте учится. И, как когда-то она сама, едет на Олимпийские игры! Редкий случай в спорте. А в истории легкой атлетики Московской области так и вовсе единственный.

— Соревнования проводились в древней Олимпии, — рассказывает Павел. — Мне было 23 года, и я просто психологически сломался от обстановки. Полные трибуны болельщиков, музыка, ведущий. Не соревнование — шоу. Меня вызывают в сектор, а я не слышу. Кто-то из тренеров кричит: «Паша, твоя очередь!» Бегу в сектор толком не готовым… Короче, из квалификации в финал не вышел. Руководство особо не ругало. Мол, что поделаешь, растерялся молодой. Ну ладно, все еще впереди…»

Мама мечтала, чтобы сын повторил ее олимпийский путь. Фото из архива семьи Софьиных.

* * *

Потом была «бронза» чемпионата мира, победа в розыгрыше Кубка Европы, победа на первенстве России.

И опять — Олимпийские игры. Пекин-2008. К соревнованиям готовился под руководством мамы.

— В тот год установил личный рекорд — 20,63, на тренировках толкал за 21 метр, — говорит Павел. — Готов был превосходно. Легко прошел квалификацию. В финале на отличном эмоциональном запале в первой попытке показываю хороший результат — 20,42. Но чувствую, что-то случилось со спиной. Боль сильная. Потом выяснится, что скрутилось три позвонка…

Улучшить результат не удалось. В итоге — восьмое место.

Софьин надеялся, что через четыре года в Лондоне-2012 он сумеет-таки выиграть медаль. Однако травмы заставили его преждевременно завершить карьеру.

Олимпийская семья Софьиных.

* * *

За тренерскую работу в Центре легкой атлетики Московской области ухватился с удовольствием. «Решил для себя: раз самому не удалось покорить олимпийский пьедестал, добьюсь этого с учениками».

Сейчас у тренера Софьина готовятся братья Антон и Никита Любославские. Младший Никита только начинает карьеру. Ему 22 года. Стал призером юниорского первенства страны. Софьин считает, что ему «пора включать голову» — на тренировках уделять больше внимания концентрации. «На одном таланте далеко не уехать», — не устает повторять тренер. Никита при этом согласно кивает головой: «Согласен, тренер, согласен».

Со старшим Антоном Софьин несколько лет конкурировал в сборной России. Причем их считали «закадычными врагами». Однажды на одном турнире они даже потолкались. Но сейчас об этом можно говорить, все это было наигранно.

— Если к занятиям спортом на самом высоком уровне подходить предельно серьезно, отдавать себя без остатка, зацикливаться только на призовых местах и деньгах, то можно сломаться через пару-тройку лет, — убежден Павел Софьин. — Вот мы с Антоном и договорились иногда устраивать «шоу», искусственно подогревать интерес к нам со стороны публики. Даже ребята из сборной России верили, что у нас взаимная неприязнь, специально собирались на трибуне у сектора, когда мы соревновались. На самом же деле мы с Антоном друзья. И с юмором у нас порядок. Он три года лечил спину. Потихоньку восстанавливается, обретает прежнюю боевую форму. Сейчас ему 28 лет. Отличный возраст для толкателя ядра. Уверен, мы сможем подготовиться к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро-2018.

* * *

Пару лет назад Павел Софьин устроил на День города Люберцы необычный турнир — толкание ядра под музыку. Нашел спонсоров на призовой фонд, пригласил спортсменов из сборной России, местных чиновников, депутатов, всех желающих. Объяснил правила, показал технику. Толкали все! И сейчас этот турнир планируется включить в календарь областных соревнований.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру