Бой за дом

Дом Стройбюро в любом виде, даже если от него останется один фундамент, будет поставлен под охрану

Об этом эксперт Государственной историко-культурной экспертизы Екатерина Шорбан предупредила администрацию Королева и застройщика.

Дом Стройбюро в любом виде, даже если от него останется один фундамент, будет поставлен под охрану
Так дом выглядел в сентябре.

Всю прошлую неделю техника пыталась расправиться со Стройбюро, который специалисты уже много лет призывают сохранить как памятник эпохи конструктивизма 20-х годов. Его пять дней жгли, «тушили» экскаватором, потом тупо рушили и почти полностью снесли, несмотря на протесты и сопротивление жителей и ВООПИиК. И вот наконец на снос Дома Стройбюро наложен мораторий. Кроме того, оказалось, что план застройки этого места, с которым так носилась местная администрация, — незаконный.

Официально здание не является памятником культуры, но это, скорее, упущение минкультуры МО. Пользуясь этим, местные власти давно пытаются его снести, чтобы застроить территорию 17-этажными башнями. Ранее представители администрации Королева заявили, что средств на его реставрацию у города нет, земельный участок под этим домом с прилегающей территорией уже обещан застройщику, поэтому Дом Стройбюро будет снесен.

Около недели назад он горел почти сутки. Фото: Мособл отделения ВООПИК.

Ни одно здание в Подмосковье еще не получало такой поддержки экспертов и специалистов. В его защиту выступил Музей архитектуры имени Щусева, Московский архитектурный институт, министерство культуры МО, международные эксперты. Но на днях его подожгли в восьмой (!) раз и принялись тушить с удивительной страстью. Уж и огня не было, а экскаватор все ломал и ломал стены. Разрешения на снос не было. Минкультуры МО требовало остановить работы, но, как только чиновники уезжали, снос продолжался.

В результате на сегодняшний день от дома остались фасад и две боковые стены. Но не пострадали фрески. И вот в пятницу состоялось расширенное совещание в администрации, на которое защитники здания шли как на бой. И бой был выдержан. «Администрация и застройщик были положены на лопатки», — говорит председатель королевского отделения ВООПИиК Мария Миронова.

Пожар тушили нехитрым способом — сносом. Фото: Мособл отделения ВООПИК.

Выяснилось, что ни с минкультуры МО, ни с Главархитектуры МО проект застройки участка под домом не согласован, хотя администрация всегда говорила, что все законно. Поэтому на снос был наложен мораторий.

— Власти Королева в последнее время столкнулись с сильным противодействием общественности, — комментирует Мария Миронова. — Люди и раньше писали какие-то письма, но теперь они объединились, потому что застройка в городе стала массовой проблемой. Особенно это касается, как я их называю, «домов-трансформеров», когда разрешение дается на постройку одного объекта, к примеру офисного здания, а через несколько месяцев там вырастает 16-этажный жилой дом...

Трансформация произошла и с участком, на котором расположен Дом Стройбюро. Там на границе участка шло строительство муниципального дома, куда должны были расселить жителей Дома Стройбюро (он был признан ветхим). Но в реальности квартиры были проданы: дом странным образом оказался коммерческим. И переселенцев из Стройбюро, которые туда вселились, стали элементарно запугивать.

— Ситуация выглядит некрасивой, — продолжает Мария Миронова. — Есть такие жители, которые особенно яростно выступают за снос. Они кричат: «Если Стройбюро не снесут, нам квартиры не оформят!» И вот на слушаниях замминистра культуры МО Светлана Анохина спросила: «У вас проблемы с оформлением. А если, допустим, вам все оформят, вы и тогда будете за снос?» И они как заорут: «Да-а!» Ну и это показало истинное лицо этого протеста...

Фото: Мособл отделения ВООП

Сейчас задача номер один — снять со стен разрушенного дома фрески 20-х годов. Реставраторы из Строгановки уже предложили свои услуги.

— Росписи эти уникальны, — говорит Миронова. — Когда-то они были вполне обычными. Но последнее время они массово уничтожались, такое вот было неприятие всего советского. В результате таких фресок почти не осталось. Это исторический раритет, на который надо смотреть не с позиции сегодняшнего дня, а отодвинувшись лет на 300. А их автор, Василий Маслов, был одним из первых расстрелянных болшевских коммунаров. Так что тут есть что восстанавливать...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру