В круге белом

В клинской районной библиотеке открылась выставка художника Александра Романова «Отражение души»

Мастер воплощает в дереве сюжеты мифологии стран мира и простейшие бытовые зарисовки. Одна из особенностей экспозиции — все эти творения создал незрячий скульптор.

В клинской районной библиотеке открылась выставка художника Александра Романова «Отражение души»
Художник Александр Романов. Фото из личного архива

До 15 лет судьба подмосковного художника Александра Романова ничем не отличалась от доли других мальчишек из военного городка Клин-9. Школа, улица, занятия живописью на любительском уровне. Все как у обычных людей. И мог вполне герой статьи носить майорские погоны или жилетку клерка, если бы не трагическая случайность. Игра в снежки во дворе. Шальной ледяной снаряд угодил юному таланту в лицо — отслоилась сетчатка на одном глазу. Через год еще один нелепый удар судьбы — распахнутая дверь бьет во второй глаз. Диагноз тот же. Хирурги-офтальмологи попытались что-то сделать, но оказались бессильны. С тех пор жизнь Александра погрузилась в полный мрак. В 18 лет уже полностью ослепший юноша поехал учиться резьбе по дереву в Волоколамск.

— На первых порах приходилось тяжело. Часто резал острыми инструментами пальцы на руке. Иногда доставалось всем сразу, — с улыбкой вспоминает события середины — конца 90-х художник.

Испытания, что и говорить, на долю тинейджера выпали нелегкие, но творческая натура оказалась достаточно сильной, чтобы не затягивать у шеи петлю и не идти в подземный переход с сумой.

— Когда теряешь зрение сразу, наступает шок, а когда постепенно — нормально адаптируешься. Особенно если рядом близкие люди, родители, — бодрится скульптор и тут же предостерегает от поспешных выводов. — Но 99% работы, а иногда и все 100% я делаю без посторонней помощи.

Богиня любви и красоты Венера. Фото из личного архива

Впрочем, для человека искусства воплощение замыслов в жизнь — вопрос пустяковый. Были бы идеи. А с ними зачастую возникают проблемы. Поиск вдохновения — нормальное повседневное состояние и в то же время головная боль всех творческих людей. Повернется Муза не тем местом, которым нужно, — ни строчки, ни штриха не родишь. Ищут порой бедолаги ее расположения, предаваясь пороку, на дне стакана с водкой или шприца с наркотическим зельем, а найти не могут. Ни оба глаза со стопроцентным зрением не помогают, ни путешествия по галереям мира. Кажется, что ослепшему художнику пережить кризис гораздо труднее, чем взбалмошным «озорным гулякам с тонким душевным складом». Но Александр думает иначе:

— Я вижу цветные сны, плюс у меня остались светлые воспоминания из детства. Они дарят мне необходимые впечатления и помогают составить представление о пропорциях людей, животных, — делится источниками вдохновения мастер.

Ответ Малевичу. Фото из личного архива

«Мышь в туфельке», «Пес в сапоге», «Кот в кроссовке», «Грибная компания» — трогательные статуэтки, которые понравятся и взрослым, и их детишкам. Глядя на них, никогда и в голову не придет, что у автора перед глазами стоит только беспросветная мгла. Изготовленные в начале нулевых забавный осиновый «Мишка-сластена», поедающий из кадушки большой деревянной ложкой мед, и его старший брат «Медведь-путешественник», плывущий по воображаемой реке, выдавали в растущем мастере доброту ребенка и желание поделиться ею с окружающими.

В эти же годы юноша увлекся мифологией, что наложило свой отпечаток на творчество. Смелость античных героев и мудрость древнеримских богов нашли отражение в более серьезных работах. «Кентавр», «Пегас», «Богиня-охотница Диана» в разное время вырезаны мастером из более благородных липы и красного дерева. Непросто художнику, лишенному возможности видеть собственные творения, отображать мелкие детали и соблюдать необходимые пропорции. Но на помощь приходят развитое абстрактное мышление и чувствительные пальцы, которые заменяют глаза. Сказания о подвигах смельчака-Тесея, победившего в темных критских пещерах Минотавра, вдохновили Александра Романова на борьбу с собственным чудовищем, которую он с успехом выиграл. Есть и другие скульптуры, для создания которых была необходима не только развитая фантазия, но и смелость. Не каждый зрячий творец решится изваять богиню любви и красоты Венеру. Изобразишь женщиной, недостойной обожания, — поднимут на смех. Но наш герой — не из робкого десятка, особенно если дело касается творчества. Божество получилось что надо.

Кентавр собственной персоной. Фото из личного архива

Вообще, талантливый человек, как правило, талантлив во всем. Переставший видеть в юношестве художник не без успеха пробует себя в живописи и поэзии. Доминирующий символ большинства произведений — свет в конце тоннеля. Одна из картин — «Белый круг» — стала ответом на «Черный квадрат» Малевича. По мнению современного мастера, его коллега-авангардист изобразил мрачную бездну, и ничего великого в этой картине нет. Со стен галереи взывают бороться с безысходностью «Небесные глаза», «Сосуд света», «Мир жизни». Ну и, конечно же, «Волшебная свеча», срывающая покровы темноты с египетских пирамид и далеких стран, в которых никогда не был мечтающий стать живописцем мальчик Саша.

Настоящим прожектором в конце тоннеля для Александра стала Всемирная паутина. Связь с внешним миром творческий человек поддерживает при помощи компьютера и социальных сетей.

— Для меня Интернет — дополнительная пара рук, ушей и глаз, — восхищается расширившимися горизонтами Александр. Специальная программа озвучивает текст, появляющийся на экране монитора, что позволяет полноценно зарабатывать на хлеб и не висеть на шее у родителей. И этим скульптор гордится, ибо очень немногие его товарищи по несчастью сумели адаптироваться к жизни в стране не больно-то благосклонной к людям с ограниченными возможностями. Одна только незадача. Довольно престижная работа менеджера по работе с клиентами отнимает много сил и времени. 8–9 часов в день приходится служить не музам, а золотому тельцу. Но с недавнего времени оплачиваемый труд стал для художника не просто способом самореализации. Творец обзавелся семьей. А стало быть, должен обеспечивать всем необходимым и себя, и свою вторую половинку, которая одними стихами сыта не будет.

Тот самый «Мишка-сластена». Фото из личного архива

Общается творец на интернет-форумах и со своими коллегами по ремеслу. Порой вступает в профессиональные перепалки. Резчики по дереву не дают спуску своему визави, не стесняются его критиковать. Но Александра едкие замечания только подзадоривают и заставляют выходить на новый уровень.

— Раньше я делал свои скульптуры из нескольких элементов, которые вырезал по отдельности, а затем склеивал. Плюс злоупотреблял лаком. Теперь благодаря своим товарищам почерпнул много нового. И уже стараюсь создавать новые произведения сразу, целиком, — анализирует свой опыт многогранный художник. Александру явно льстит, что относятся к нему не снисходительно, а как к равному. А это уже признание.

— Своими работами я стремлюсь доказать всем людям, столкнувшимся с непреодолимыми на первый взгляд трудностями, что все возможно и все поправимо. Главное — не сдаваться. Не давать поглотить душу тьме, а всегда и во всем видеть свет, — не устает повторять из раза в раз мастер для тех, кто не пережил и десятой толики его трудностей.

Выставка Александра Романова в клинской библиотеке продлится до 10 декабря.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру