До 15 лет судьба подмосковного художника Александра Романова ничем не отличалась от доли других мальчишек из военного городка Клин-9. Школа, улица, занятия живописью на любительском уровне. Все как у обычных людей. И мог вполне герой статьи носить майорские погоны или жилетку клерка, если бы не трагическая случайность. Игра в снежки во дворе. Шальной ледяной снаряд угодил юному таланту в лицо — отслоилась сетчатка на одном глазу. Через год еще один нелепый удар судьбы — распахнутая дверь бьет во второй глаз. Диагноз тот же. Хирурги-офтальмологи попытались что-то сделать, но оказались бессильны. С тех пор жизнь Александра погрузилась в полный мрак. В 18 лет уже полностью ослепший юноша поехал учиться резьбе по дереву в Волоколамск.
— На первых порах приходилось тяжело. Часто резал острыми инструментами пальцы на руке. Иногда доставалось всем сразу, — с улыбкой вспоминает события середины — конца 90-х художник.
Испытания, что и говорить, на долю тинейджера выпали нелегкие, но творческая натура оказалась достаточно сильной, чтобы не затягивать у шеи петлю и не идти в подземный переход с сумой.
— Когда теряешь зрение сразу, наступает шок, а когда постепенно — нормально адаптируешься. Особенно если рядом близкие люди, родители, — бодрится скульптор и тут же предостерегает от поспешных выводов. — Но 99% работы, а иногда и все 100% я делаю без посторонней помощи.
Впрочем, для человека искусства воплощение замыслов в жизнь — вопрос пустяковый. Были бы идеи. А с ними зачастую возникают проблемы. Поиск вдохновения — нормальное повседневное состояние и в то же время головная боль всех творческих людей. Повернется Муза не тем местом, которым нужно, — ни строчки, ни штриха не родишь. Ищут порой бедолаги ее расположения, предаваясь пороку, на дне стакана с водкой или шприца с наркотическим зельем, а найти не могут. Ни оба глаза со стопроцентным зрением не помогают, ни путешествия по галереям мира. Кажется, что ослепшему художнику пережить кризис гораздо труднее, чем взбалмошным «озорным гулякам с тонким душевным складом». Но Александр думает иначе:
— Я вижу цветные сны, плюс у меня остались светлые воспоминания из детства. Они дарят мне необходимые впечатления и помогают составить представление о пропорциях людей, животных, — делится источниками вдохновения мастер.
«Мышь в туфельке», «Пес в сапоге», «Кот в кроссовке», «Грибная компания» — трогательные статуэтки, которые понравятся и взрослым, и их детишкам. Глядя на них, никогда и в голову не придет, что у автора перед глазами стоит только беспросветная мгла. Изготовленные в начале нулевых забавный осиновый «Мишка-сластена», поедающий из кадушки большой деревянной ложкой мед, и его старший брат «Медведь-путешественник», плывущий по воображаемой реке, выдавали в растущем мастере доброту ребенка и желание поделиться ею с окружающими.
В эти же годы юноша увлекся мифологией, что наложило свой отпечаток на творчество. Смелость античных героев и мудрость древнеримских богов нашли отражение в более серьезных работах. «Кентавр», «Пегас», «Богиня-охотница Диана» в разное время вырезаны мастером из более благородных липы и красного дерева. Непросто художнику, лишенному возможности видеть собственные творения, отображать мелкие детали и соблюдать необходимые пропорции. Но на помощь приходят развитое абстрактное мышление и чувствительные пальцы, которые заменяют глаза. Сказания о подвигах смельчака-Тесея, победившего в темных критских пещерах Минотавра, вдохновили Александра Романова на борьбу с собственным чудовищем, которую он с успехом выиграл. Есть и другие скульптуры, для создания которых была необходима не только развитая фантазия, но и смелость. Не каждый зрячий творец решится изваять богиню любви и красоты Венеру. Изобразишь женщиной, недостойной обожания, — поднимут на смех. Но наш герой — не из робкого десятка, особенно если дело касается творчества. Божество получилось что надо.
Вообще, талантливый человек, как правило, талантлив во всем. Переставший видеть в юношестве художник не без успеха пробует себя в живописи и поэзии. Доминирующий символ большинства произведений — свет в конце тоннеля. Одна из картин — «Белый круг» — стала ответом на «Черный квадрат» Малевича. По мнению современного мастера, его коллега-авангардист изобразил мрачную бездну, и ничего великого в этой картине нет. Со стен галереи взывают бороться с безысходностью «Небесные глаза», «Сосуд света», «Мир жизни». Ну и, конечно же, «Волшебная свеча», срывающая покровы темноты с египетских пирамид и далеких стран, в которых никогда не был мечтающий стать живописцем мальчик Саша.
Настоящим прожектором в конце тоннеля для Александра стала Всемирная паутина. Связь с внешним миром творческий человек поддерживает при помощи компьютера и социальных сетей.
— Для меня Интернет — дополнительная пара рук, ушей и глаз, — восхищается расширившимися горизонтами Александр. Специальная программа озвучивает текст, появляющийся на экране монитора, что позволяет полноценно зарабатывать на хлеб и не висеть на шее у родителей. И этим скульптор гордится, ибо очень немногие его товарищи по несчастью сумели адаптироваться к жизни в стране не больно-то благосклонной к людям с ограниченными возможностями. Одна только незадача. Довольно престижная работа менеджера по работе с клиентами отнимает много сил и времени. 8–9 часов в день приходится служить не музам, а золотому тельцу. Но с недавнего времени оплачиваемый труд стал для художника не просто способом самореализации. Творец обзавелся семьей. А стало быть, должен обеспечивать всем необходимым и себя, и свою вторую половинку, которая одними стихами сыта не будет.
Общается творец на интернет-форумах и со своими коллегами по ремеслу. Порой вступает в профессиональные перепалки. Резчики по дереву не дают спуску своему визави, не стесняются его критиковать. Но Александра едкие замечания только подзадоривают и заставляют выходить на новый уровень.
— Раньше я делал свои скульптуры из нескольких элементов, которые вырезал по отдельности, а затем склеивал. Плюс злоупотреблял лаком. Теперь благодаря своим товарищам почерпнул много нового. И уже стараюсь создавать новые произведения сразу, целиком, — анализирует свой опыт многогранный художник. Александру явно льстит, что относятся к нему не снисходительно, а как к равному. А это уже признание.
— Своими работами я стремлюсь доказать всем людям, столкнувшимся с непреодолимыми на первый взгляд трудностями, что все возможно и все поправимо. Главное — не сдаваться. Не давать поглотить душу тьме, а всегда и во всем видеть свет, — не устает повторять из раза в раз мастер для тех, кто не пережил и десятой толики его трудностей.
Выставка Александра Романова в клинской библиотеке продлится до 10 декабря.