Нынче в тренде князья

Государство разрешило брать памятники архитектуры в аренду

Пока наше правительство делает первые шаги на пути спасения русских усадеб, поместий, соединяющих незримой нитью поколения, их потихоньку — а где-то и громко, внаглую — растаскивают и распродают. Пусть не сами руины, так земли вокруг. И тогда имена, которыми гордится Россия, становятся прозаичной рекламой.

Государство разрешило брать памятники архитектуры в аренду

Интернет пестрит тому примерами. Из многих я выбрала один, связанный с усадьбой Вяземских, почти вплотную прилегающей к древнему Серпухову. Люблю этот уголок, особенно когда там зацветает сирень, а близкий сосновый бор наполняется смоляным духом. Даже в полуразрушенном нынешнем виде дворцовый комплекс впечатляет. Возле него время замедляет свой стремительный бег, и кажется, что где-то раздаются голоса людей, живших и творивших в давно ушедшей эпохе. Здешние строения, отмеченные строгой простотой, изяществом форм и декора, несут на себе отсвет палладианства, направления в архитектуре, пришедшего в Россию в XVIII веке. Только строений уже недосчитываемся. Нет, к примеру, двух флигелей, некогда соседствовавших с главным домом, первоначально их было четыре, прямоугольной формы. Во второй половине XIX века к ним пристроили портики с фронтонами. Парадный двор, ограниченный домом и флигелями, окружали кусты акаций. С другой стороны открывался прекрасный вид на реку Нару, к ней спускались и липовые аллеи парка, которых тоже уже нет. И великолепных сосен, служивших продолжением сада, вот-вот не останется.

Зато множится череда объявлений, типа: «Продаются участки возле усадьбы Вяземских». Среди них выделяется своим цинизмом, смазанным лирикой, вот это: «Коттеджный поселок «Вяземские сады» получил такое название не случайно. Совсем рядом с ним расположена бывшая некогда обитаемой усадьба великих князей Вяземских Пущино-на-Наре... Места замечательные со всех сторон. Богатое историческое наследие связано, прежде всего, с великокняжими особами Вяземскими в нескольких поколениях, чьей родовой вотчиной были эти места. Шикарные леса, в которых охотился друг Пушкина Петр Вяземский, частенько навещавший дядю, незамутненная сточными водами промышленных предприятий речка Нара — все это будет окружать собственников 484 земельных участков, реализуемых в три очереди. Частично общая площадь в 78,6 гектара застраивается девелопером. Но и свободных от подряда наделов, площадью 9,5–25 соток, достаточно много. Есть участки и с лесной растительностью, и граничащие с ней…».

Что называется — налетай, покупай. Девять соток истории. И какой!

Хозяином усадьбы, созданной в 1790-х годах, был Сергей Иванович Вяземский — родной дядя Петра Андреевича Вяземского, друга А.С.Пушкина. Братья Сергей Иванович и Андрей Иванович Вяземские приобрели себе по поместью на юге от Москвы и развернули там масштабное строительство. Князья Вяземские являлись потомками князей Рюрика и Мономаха, были представителями высшей знати Российского государства. В их родовом гербе есть пушка с птицей, что указывает на город Вязьму — бывшее земельное владение древнего рода (отсюда и фамилия). После Вяземских имение перешло в руки Н.И.Новосельцевой (с 1852 года), а позже владельцами стали фабрикант П.И.Рябов с сыном.

Дворцы каждой из усадеб обладают выдающимися архитектурными достоинствами. Однако если Остафьево, принадлежащая Андрею Ивановичу, сейчас используется как музей и находится в прекрасном состоянии, то Пущинская усадьба Сергея Ивановича Вяземского почти полностью разрушена.

Нынешнее состояние усадьбы Вяземских.

— Вы только подумайте, до какой наглости люди дошли. Все на продажу бросают. Посмотрите, чуть не на каждом столбе объявления, что здесь можно дачкой обзавестись. Пишут про леса, где якобы Вяземские охотились. Но ведь нет здесь лесов. Совсем крохотный бор с соснами редчайших пород. Их сажали с благословения архитектора Николая Львова, возводившего всю эту красоту. Странно, но в его авторстве еще продолжают сомневаться. Между прочим, если бы специалисты хотели, давно бы все документы раскопали. У нас, на местном уровне, это смогла сделать учитель истории из школы № 4 Марина Юрьевна Донскова. Она в архивах сидела, разные документы изучала. И считает, что сомнений не может быть: дворцовый ансамбль возводил именно Николай Львов.

Чувствуется, что моя собеседница Раиса Котова не просто «в теме», а переживает разрушение памятника архитектуры как личную потерю (кстати, ее внучка Катя Толкушкина со школьной парты со всей серьезностью занимается исследованиями, связанными с усадьбой). Раиса Александровна, вместе с жителями деревни Пущино-на-Наре и неравнодушными серпуховчанами, давно сражается за этот исторический уголок.

— Как же не переживать? Я в этом доме родилась, выросла.

— Что, прямо в центральном особняке?

— Да. В доме жили семьи рабочих совхоза «Большевик». И никакого тут профилактория не было, как пишут в Интернете. До 1976-го здесь был своего рода многоквартирный дом. Когда в поселке Большевик жилье строить начали, народ туда переселили. Собственно, с этого времени здесь все и стало потихоньку разрушаться. А я еще хорошо помню, как мы сад обновляли. Старый-то усыхать начал. В 41-м, когда в Подмосковье морозы лютые стояли, и плодовые деревья померзли, и кустарники декоративные. Уже после войны в совхоз пришел агроном Юрий Курош, человек в своих кругах весьма известный. Он побывал в плену, судьба его во Францию забросила. А как домой вернулся, так задумал сад погибший возродить. Его мы всем миром сажали в 47-м. На 30 гектарах. Помню, как на машине саженцы привезли, раздали родителям и детям по 10 штук. Так что и я те яблони сажала.

Рассказала собеседница и про найденный в доме с колоннами клад.

— Ко мне в клуб ребята прибежали, кричат, что на втором этаже в 12-й комнате какие-то мужики простенок между окнами рушат. Он там деревянный был. Как выяснилось, за ним и была спрятана шкатулка с драгоценностями. После нее остались только следы от ножек. Куда клад подевался, кто те люди были, мы так и не узнали, — завершает эту тему Раиса Александровна.

— От клада хоть след остался, а от сада — чистое поле, — пришел черед мне вздыхать.

— Что поделаешь, время, варварство наше. А сад был и возле усадьбы, и через дорогу, там потом `поля распахали, теперь вон дачи строят, заодно пуская под топор сосны. — В который уже раз голос собеседницы начинает звенеть от внутренней обиды.

В этом месте так и хочется сказать словами поэта: «В лесу раздавался топор дровосека». Кладки из спиленных сосен, лип, тополей никто не спешит с глаз людских убрать. Хорошо просматривались свежие затесы на стволах. Эти деревья тоже помечены и обречены. По дороге, бор обрамляющей, едут машины, груженные стройматериалами. Владельцы вожделенных «вяземских» соток спешат скорее на них приземлиться. А то, бог не дай, какой серьезный закон появится, запрещающий лезть на земли, статус которых по сей день весьма спорен. Усадьба есть, ее с места не сдвинешь, а вот сколько соток вокруг нее должны считаться охранной зоной? Тут вам ни один спец толком не ответит, ибо нет документов, жестко все это оговаривающих.

— Как только начались в бору порубки, а вместо дворцового сада стали появляться коттеджи, в Пущино-на-Наре собрался деревенский сход, — продолжает свой рассказ Раиса Александровна. — Я в то время работала заведующей местным клубом. На дворе был 2008 год. И я лично передала несогласие с происходящим, за которое проголосовали все мы, здесь живущие, главе Серпуховского района Александру Шестуну. Но вы сами посмотрите — разве что-нибудь изменилось?

Изменилось. Все края полей, остатки бора бурно застраиваются. Я уже рассказывала об объявлениях, которыми пестрит Интернет. В них, кстати, полно откровенного вранья. В Нару нет стоков промышленных? Конечно, их стало меньше, когда остановился ряд промпредприятий. Но ныне действующие особо не стесняются. Взять хоть кожзавод. Он сбрасывает периодически в реку столько гадости, что мало никому не покажется.

Тем временем государство наконец-то разрешило брать памятники архитектуры в аренду. Министр культуры Подмосковья Олег Рожнов сообщил, что сформированы пакеты документов на четыре усадебных комплекса для сдачи в аренду или на продажу, но только после того, как собственник или арендатор их отреставрирует. Перечень первых четырех усадеб, на которые в министерстве есть документы и оформлены земельные участки, уже составлен. В него, в частности, вошла усадьба Вяземских в деревне Пущино-на-Наре (Серпуховский район), а также усадьбы Спасское (Воскресенский район), усадьба Талицы (Пушкинский район) и Зенино (Люберецкий район).

КСТАТИ

В собственности Московской области сегодня находится 35 усадеб, из них 16 нуждаются в ремонте. На юге Подмосковья — усадьбы в Пущино-на-Оке и в Пущино-на-Наре.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру