— Вот уже не первый раз нас объединяет имя нашего великого композитора Павла Григорьевича Чеснокова, — поделилась с «НП» худрук Московского областного хора имени Кожевникова Жанна Колотий. — Это наш выдающийся земляк, родился близ современной Истры. Благодаря тому, что Новый Иерусалим, а с ним и город Истра превращается в один из мировых центров православия, больший размах принимает и этот музыкальный праздник. Мне поступает множество заявок на будущий год, не только из России — поэтому уже сейчас наш фестиваль может претендовать на статус международного. Со следующего года мы придадим фестивалю характер научной конференции — при нем будет работать лекторий. Павел Чесноков писал не только духовные произведения — были у него и замечательные светские вещи, и чудесные работы для женского хора под аккомпанемент рояля. Все это в конечном счете расширяет и репертуар сегодняшнего события.
О выдающейся роли Чеснокова в истории мировой музыки зрителям поведал и игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря отец Феофилакт (Безукладников). По словам настоятеля, обитель которого принимала фестиваль в прошлом году, имя Чеснокова может стоять в одном ряду с фамилиями таких композиторов, как, например, Чайковский, Танеев и Свешников. Помешал советский строй, при котором духовная музыка была практически не востребована.
— Когда основатель Нового Иерусалима патриарх Никон начинал свою подвижническую деятельность, отечественное искусство переживало сильное влияние Запада, — рассказал собравшимся Феофилакт. — Если до этого в русском церковном хоре было по преимуществу знаменное пение, при котором царила полная гармония между мелодией и текстом, то с приходом иностранного искусства херувимскую песнь стали подтекстовывать под светскую мелодию. Эту проблему не могли решить более 200 лет. И лишь в начале XX века такие композиторы, как Чесноков, смогли вернуть единством между музыкой и словами. За это мы должны быть благодарны земляку. Влияние творчества Павла Григорьевича на хоровое искусство крайне велико.
Согласилась с игуменом и заместитель министра культуры Московской области Светлана Горушкина. Чиновница напомнила, что именно истринское духовенство стало инициатором прошлогоднего фестиваля, для чего даже предоставила для выступления певцов трапезные палаты монастыря. Но признала, что этот фестиваль не мог оставаться в пределах одного места, хоть и весьма значимого.
— Имя Чеснокова очень дорого, поскольку музыка его необыкновенна, — оценила вклад композитора Светлана Горушкина. — Сегодня в фестивале участвуют и профессионалы, и студенты, и замечательные детские хоровые коллективы, и это очень хорошо. Недостаточно того, что фестиваль вышел за пределы монастыря, — нужно сделать так, чтобы он зазвучал на разных площадках города, а не только в Доме культуры. Но неизменно одно — это, безусловно, фестиваль истринской земли, он не может отсюда уйти. Чесноков родился на этой земле, здесь творил, и связь его именно с Ново-Иерусалимским монастырем неразрывна. «Чесноков — замечательный композитор, который осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего», — было сказано в некрологе памяти композитора. Хочется верить, что фестиваль, ставший для истринской земли ежегодным, помогает обрести подлинное духовное содержание и стать светлым праздником для каждого верующего.