МФЦ: антибюрократор с детским уголком

Простой гражданин может вовсе не интересоваться политикой

Есть даже те, кто не смотрит телевизор и не читает газет. Однако всем рано или поздно приходится сталкиваться с органами власти, с чиновниками. Хотя бы для того, чтобы заменить паспорт. И после такой встречи у человека волей-неволей складывается мнение о действующей государственной системе.

Простой гражданин может вовсе не интересоваться политикой
Сегодня сотрудники МФЦ универсальны не до конца. Какие-то окна специализируются на миграционных услугах, какие-то, например, на услугах Росреестра. После внедрения в 2014 году единой электронной системы обучения все работники центров станут полноценными универсальными специалистами.

О непробиваемой советской бюрократии ходили легенды, они запечатлены в кинематографе и художественной литературе. Фраза «без бумажки — ты букашка…» родом именно из коммунистического периода истории нашей страны…

Сегодня бегать по инстанциям, собирать многочисленные бумажки, чтобы получить еще одну, не обязательно. Для снятия административных барьеров по всей стране открываются МФЦ — многофункциональные центры. Это координаторы, «бегающие» по инстанциям вместо гражданина. Московская область — в лидерах по темпам строительства центров. Регион по динамике создания МФЦ занимает второе место, уступая лишь Москве. За 2013 год в области построено 26 МФЦ, общее их количество достигло 36. В 2015 году многофункциональных центров будет уже 94. Они заработают в каждом муниципальном районе и городском округе.

ИГРА В «ОДНО ОКНО»

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна». От гражданина, пришедшего за услугой в центр, требуется лишь иметь при себе документы личного хранения. Межведомственное согласование, сбор справок и прочие хлопоты берет на себя сотрудник, в «окно» к которому вы постучались. Это в разы экономит время и нервы желающего заполучить заветный документ.

Все МФЦ строятся по федеральным стандартам, по методике, установленной Минэкономразвития РФ и утвержденной правительственной комиссией. Количество «окон» в центре зависит от густонаселенности муниципалитета. Согласно стандарту, на каждые 5000 жителей в муниципальном образовании строится одно «окно».

МФЦ различаются не только по размеру, но и по востребованности тех или иных услуг. При планировании центров во внимание принимаются такие критерии, как специфика муниципального образования (промышленный город или дачный поселок), средний возраст населения, а также география и маршрутные карты района — добираться до МФЦ должно быть удобно.

С нуля здания под центры строятся редко, все же это довольно затратный процесс.

— Каждое муниципальное образование подходит к этому вопросу в соответствии с уровнем бюджетной обеспеченности, — поясняет заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Светлана Белозерова. — Большинство ищут готовые помещения, подходящие под стандарты размещения МФЦ, и делают там ремонт. Но есть и те, кто строят с нуля, например Ступино.

Большую часть расходов на строительство МФЦ берет на себя правительство области. Согласно губернаторской программе «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» от 70 до 90 процентов затрат на создание МФЦ оплачивает регион.

МФЦ С ИГРАМИ И РИСУНКАМИ

Сегодня сотрудники МФЦ проходят обучение непосредственно в органах власти — Росреестре, ФМС, ЗАГС и так далее. Такая практика необходима на первых этапах, поскольку высокая квалификация сотрудников для наиболее популярных и важных услуг позволила сформировать доверие к МФЦ среди населения. К концу следующего года будет создана единая онлайн-система обучения специалистов на местах. Руководители МФЦ не только занимаются подбором сотрудников, но и сами регулярно проходят аттестацию.

МФЦ — многофункциональные центры

МФЦ — многофункциональные центры

Смотрите фотогалерею по теме

— Руководитель центра принимает во внимание не только трудовой опыт и квалификацию сотрудника, но и психологические характеристики кандидата, — рассказывает Светлана Белозерова. — Есть кандидаты, которые хорошо находят общий язык с людьми, но не очень хорошо работают с электронными системами. Есть те, кто, напротив, с электронными системами справляется, но трудно осваивает соответствующую коммуникационную подготовку. Главная задача МФЦ — обеспечить комфорт при получении услуг. В МФЦ приходят разные люди, и, какая бы ни была ситуация, специалист всегда должен быть вежлив и всегда должен суметь помочь.

Учится сотрудник МФЦ постоянно. Меняется набор документов для оказания той или иной услуги, время ее предоставления, механизмы административных процедур. По уровню ответственности специалист центра приравнивается к госслужащему.

Все МФЦ оборудованы не только электронной очередью, но и электронным архивом. То есть документы, которые оператор собирал для человека, пришедшего впервые, при его повторном обращении заново собирать не придется. Останется лишь дополнить пакет новыми документами, если человек обратился за другой услугой.

У всех центров имеются бесплатные парковки, а также удобные пандусы для людей с ограниченными возможностями. Имеется возможность предварительной записи, а непосредственно на месте предусмотрен выход в Интернет — к порталу госуслуг. Кроме того, в любом МФЦ есть место, где пришедшая за услугой мама может занять своего ребенка.

— Мы стараемся, чтобы во всех центрах были если не детские уголки, то хотя бы столики, куда мама может посадить и увлечь своего ребенка — рисованием или настольными играми, — говорит Светлана Белозерова.

В 2014 году начнет свою работу единый контакт-центр губернатора, в том числе по вопросам предоставления государственных услуг. Любой человек, позвонивший по единому номеру, получит всю информацию как о деятельности МФЦ, так и по условиям, которые необходимы для получения услуги. Также в следующем году можно будет отследить статус получения услуги в удобной для заявителя форме — непосредственно в МФЦ, по телефону, в личном кабинете на сайте или через эсэмэс. Пока же по всем вопросам клиенты МФЦ могут обращаться по телефону 8 (495) 794-86-41.

Цифры

ОКОЛО 1 МЛРД РУБ. ПОТРАТИТ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ МФЦ В 2012–2015 ГОДАХ.

На 4-е место вышла Московская область по количеству созданных МФЦ среди всех субъектов РФ. Нас пока что опережают Москва, Ростовская область, Краснодарский край. В 2012 по количеству МФЦ Подмосковье занимало 29-ю строчку.

Не более 15 минут составляет время ожидания в очереди за одной услугой.

Около 400 000 граждан обратились за услугами в МФЦ Московской области. В среднем, на «одно окно» приходится около 1000 обращений в год.

Кстати

В МФЦ можно получить около ста услуг — федеральных, региональных и муниципальных.

Из федеральных сегодня самыми востребованными в Подмосковье являются услуги Росреестра (регистрация прав на недвижимое имущество), услуги ФМС (оформление и замена паспорта, постановка, снятие с регистрационного учета) и услуги налоговой службы (постановка на налоговый учет для ведения бизнеса).

Из региональных наиболее востребованы услуги соцзащиты населения (назначение и выплата пособий, компенсаций, выдача и замена социальных карт), а также услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов и информация о вакансиях на рынке труда.

Среди муниципальных услуг наибольшее количество обращений приходится на услуги ЖКХ, получения субсидии на квартплату, перепланировки помещений, выдача сведений из реестров муниципального имущества, а также постановка на очередь на жилье, предоставление, оформление земельных участков, выдача копий документов из архива, постановка на учет и зачисление в детские сады.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру