Другого нет у нас пути

В поселке Удельная Раменского района закрыли все наземные пешеходные переходы через железную дорогу

В результате на весь 15-тысячный населенный пункт, разделенный пополам железнодорожными путями, остался единственный пешеходный мост. По-другому попасть из одной половины поселка в другую на перегоне в два километра сейчас просто невозможно.

В поселке Удельная Раменского района закрыли все наземные пешеходные переходы через железную дорогу

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

— Ба, а почему мы сюда лезем, а не внизу идем? — спрашивает девочка лет шести, карабкаясь по изрядно обветшалым ступенькам железнодорожного моста вслед запыхавшейся бабушке.

— Там закрыли проход, внуч.

— А зачем?

— Ума нет, вот и закрыли. Руки бы поотрывать этим умникам.

С тех пор как в поселке убрали единственную «переправу», жители городского поселения Удельная вынуждены теперь идти пешком или ехать на автобусе в самый центр поселка к «дороге жизни», чтобы перейти на другую сторону. Но если молодым это не составит большого труда, то для пожилых людей, которых здесь много, процесс попадания на противоположную половину поселка превращается в переход Суворова через Альпы. Техническое состояние лестницы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Мост был построен в 1994 году. В начале января 2014 года проведен ямочный ремонт асфальтового покрытия ступеней и прохожей части моста. Но это мало чем помогло. Чтобы перебраться через него, надо сначала подняться по выщербленным скользким ступенькам на высоту трехэтажного дома, а потом еще и спуститься. Чтобы ноге было куда упереться и не соскользнуть, к основаниям ступенек приварили куски железной арматуры. А те, кто стоит под мостом на платформе, рискует получить по голове куском отвалившегося бетона.

Кроме того, чтобы организовать пусть единственный, но полноценный переход по всем правилам, мост дооборудовали пандусами для колясок и санок. В результате получилось как всегда: пандусами никто не пользуется, потому что везти коляску на такую высоту и по таким ступенькам опасно как для себя самого, так и для ребенка в коляске. А рабочая ширина лестниц уменьшилась до полутора метров, и теперь на них беспрепятственно может разойтись только два человека.

— Как я, старый человек с артритом, туда залезу? — жалуется пенсионер Валерий Владимирович. — Они, когда закрывали наземный переход, думали о нас, о пожилых людях? Я спросил про это в билетных кассах, на что мне посоветовали сидеть дома. А если мне надо в поликлинику? О тех, кто на костылях, они подумали? А для инвалида на коляске теперь путь не то что на ту сторону, но и на платформу станции заказан.

— Правда, ну кому тот переход по земле мешал? Вон, посмотрите, где платформы заканчиваются, — поддерживает мужа Анна Ивановна. — Там и дорожка выложена, ходить удобно было, не надо прыгать по шпалам. И светофоры возле каждого пути стоят, предупреждают о приближении поезда. А ведь люди ходят кто в больницу, кто в церковь, кому за свет заплатить. С того перехода можно было на платформу попасть даже инвалиду — там вход был с торца удобный. Теперь все заставили решетками.

— Да вы посмотрите, как мы сюда добираемся, — включается в разговор еще одна женщина. — Автобусная остановка вон там, на горизонте, что с одной стороны, что с другой — метров двести. Ее отсюда и не видно. А тропиночка-то от нее, вы посмотрите, упадешь — костей не соберешь...

Тропинка от остановки до перехода действительно «выдающаяся»: узкая, грязная и скользкая. Идти по ней может только один человек. С одной стороны обрыв метра полтора, с другой — автомобильная дорога, с которой машины окатывают тебя грязью. В довершение ко всему прямо у билетных касс она заканчивается крутым обледеневшим спуском.

Есть еще один шанс прошмыгнуть на другую сторону поселка — по автомобильному переезду через ж/д пути, правда, он находится у въезда в Быково.

Проход для пешеходов теперь закрыт.

ДЕЙСТВИЕ РАВНО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

Законы физики никто не отменял. В том числе и для жителей поселка Удельная. Поэтому на закрытие наземного перехода они отреагировали адекватно сложившейся ситуации: поотгибали, а местами и поотрывали железные листы от высокого забора вдоль путей, чтобы сделать себе проход по земле. В одном месте, скорее всего в сердцах, вырванное железо аккуратно сложили в несколько раз, словно тетрадный лист, и положили у забора.

Железнодорожников понять можно. Закрыв наземный переход, они убили сразу двух зайцев: собственно зайцев, которые без билета пробираются на платформы, и ликвидировали место повышенной опасности для жителей. Согласно статистическим данным, с 2010 по 2013 год на данном участке было травмировано 29 граждан, говорится в официальном документе ОАО «РЖД». Именно поэтому при модернизации объектов пассажирской инфраструктуры — установке турникетного павильона и оснащении необходимым дополнительным оборудованием пешеходного моста — было принято решение о целесообразности закрытия пешеходного перехода.

Однако зайцы со стажем всегда найдут себе лазейку, а люди пойдут по кратчайшему пути. Вот только проделать лазейки в заборе, чтобы перейти с одной стороны поселка на другую, напрямую не получилось. И теперь от одной дыры в заборе до другой на противоположной стороне приходится довольно далеко идти через рельсы по диагонали. Или вдоль путей, по протоптанной скользкой тропинке и безо всяких предупреждающих сигналов, чтобы потом перейти напрямик. А это еще больше увеличивает риск попасть под проходящий поезд.

НЕ ВСЕ ЕЩЕ ПОТЕРЯНО

И еще одна несправедливость. В соседних поселениях — Малаховке, Быкове, Ильинском, в которых проживает значительно меньше народа, чем в г.п. Удельная, построены современные подземные пешеходные переходы. В 2011 году поселок Удельная присутствовал в инвестиционной программе Московской области «О реконструкции и новом строительстве объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Московской области на период до 2015 года» в части строительства пешеходного тоннеля. Однако на сегодняшний день в проекте согласовываемого генерального плана развития поселка его нет. Это нам подтвердила и глава администрации поселка Удельная Елена Минаева: «Да, в генплане тоннеля действительно нет. Это зона ответственности РЖД, мы тут ничего поделать не можем».

С другой стороны, логично было хотя бы перенести автобусные остановки ближе к единственному переходу. Но по документам территориального планирования там предполагается организация перехватывающей парковки.

Со своей стороны железнодорожники обещают провести ремонт ступеней пешеходного моста с дополнительным асфальтированием на остановочной платформе Удельная в апреле этого года. А для организации безопасного перехода через пешеходный мост маломобильных групп населения уже приобретен и, как обещается, в ближайшее время будет установлен лестничный подъемник «Стармакс».

Кроме того, в официальном ответе ОАО «РЖД» на запрос редакции говорится, что, учитывая пожелания жителей г.п. Удельная, вопрос о сохранении наземного перехода нельзя считать полностью закрытым. В настоящее время Центральная пригородная пассажирская компания проводит мониторинг пассажиропотока в часы пик с видеофиксацией. И в случае принятия правительством Московской области решения по открытию пешеходного перехода, находящегося в 200 метрах от платформы Удельная, должны быть внесены изменения в проект по пешеходному переходу с целью переноса оборудования световой и звуковой сигнализации с закрытого перехода на планируемый.