Сила искусства против контрафакта

Фабрику миниатюрной живописи «Федоскино» посетил 5 марта Андрей Воробьев

Уникальное производство сейчас переживает не лучшие времена. Вывести его из этой ситуации — одна из задач областного правительства.

Фабрику миниатюрной живописи «Федоскино» посетил 5 марта Андрей Воробьев
Рабочее место художников Федоскинской фабрики — не самое комфортное.

Мастерская

При ярком свете электрической лампы Галина Михайловна создает новое чудо. Она делает это уже пятьдесят лет. Недавно писала шкатулку с жар-птицей. И на сегодняшний день это самая любимая ее работа.

В советское время фабрика была просто огромной. Одних только художников здесь было более трех сотен. Производство дня сегодняшнего — это все, что осталось от былого великолепия. 56 авторов, большинство пишет на дому. Бывают случаи, что и краски приходится покупать за свои деньги. Зарплата, в общем, тоже не блестящая. Начинающий мастер получает около 12 тысяч. Можно и больше. Оплата сдельная, так что все в руках мастера.

— Я работаю здесь уже четыре года, мне 23. У нас династия, — рассказала художница Вероника Баулина. — Здесь же работают мои мама, сестра. Здесь работал даже папа, он в 90-х годах был орнаменталистом прекрасным, но его, к сожалению, сейчас нет в живых. И никогда у меня не стояло вопроса, где я буду работать. Мне очень это нравится. Хотя, конечно, хотелось бы развития. Все-таки окружающая обстановка влияет на нас. А здесь, как видите, и окна приходится заклеивать... Не то чтобы у меня не было выбора, куда пойти работать. Но, еще обучаясь в Федоскинском училище, я уже точно знала, что пойду именно сюда. Потому что мне это безумно нравится. Тем более я очень хочу, чтобы промысел наконец возродился.

Стоимость каждой шкатулки, мягко говоря, немаленькая. Но это объяснимо. Каждая из них делается не менее чем полгода. Роспись идет в несколько слоев. Художник может работать над одной картиной месяц, полтора. Плюс лак, плюс орнамент, которым занимаются отдельные мастера. Любой, кто покупает федоскинскую шкатулку, может быть уверен: это ручной труд, авторская работа. На крышке в обязательном порядке — фамилия автора, год изготовления, регистрационный номер... Художники повторяют рисунки, которые в прошлом были утверждены художественным советом, но только тогда, когда прошлое изделие с таким изображением нашло своего покупателя. Массовое производство закончилось вместе с Советским Союзом.

Человеку постороннему шкатулки кажутся похожими. Но опытный взгляд сразу находит на полках музея работы конкретного художника. С одной из таких на мир глядит светлый образ синеглазой девушки. Просто звезда, вся светится изнутри. И только специалисты знают, сколько лет на самом деле автору этого портрета: Нонна Иосифовна Кузнецова уже отметила 80-летие. Это один из самых заслуженных мастеров завода.

Традиционными сюжетами для промысла считаются тройка и чаепитие. Нередко пишут пейзажи, портреты. Бывает, что и на заказ. Многократно писали Путина. Бывали и чета Обама, и Ким Чен Ир.

Вернуть фабрику на уровень Советского Союза не так просто. По признанию руководства, на это при лучшем стечении обстоятельств нужно минимум десять лет. Во-первых, конкуренция. Если федоскинская шкатулка — товар штучный, то производители контрафакта, коих достаточно, спокойно делают похожие вещи в огромных количествах. Занимают рынок. Во-вторых, где же так быстро найти новых художников, обеспечить их заготовками для росписи, всеми условиями для комфортной работы? До 90-х фабрика выпускала до тысячи шкатулок в месяц. Выручал госзаказ, который постоянно размещали на фабрике. Большинство расписных шкатулок шло в те годы на экспорт. Сейчас производительность чуть ли не в десять раз меньше.

Как спасти промыслы

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — это первое предприятие народного промысла, которое Андрей Воробьев посетил лично. Мастера фабрики предложили ему самому попробовать, каково это — расписывать шкатулку. Так что губернатор поучаствовал в одном из начальных процессов создания картины.

— Это прелесть! Здесь и клейстер, и ПВА, но самое главное — здесь есть душа. Без этого ведь ничего не получится, правда? — восхищался губернатор. В подарок он получил одну из работ опытных мастеров. С лакированной поверхности крышки рвалась лихая тройка.

В преддверии 8 Марта на фабрику на чаепитие с губернатором съехались мастерицы всех народных промыслов Подмосковья. У них с федоскинскими художницами одна беда: талант огромный, желание реализовываться гигантское, а вот потребителя найти трудно. Павловопосадские платки вошли в моду, гжель из нее и не выходила, но довести до потребителя настоящее, фирменное производство нужно суметь.

На чаепитии была озвучена идея создания клуба, в который войдут мастера, лучшие художники промыслов, менеджеры — все те, кто мог бы выработать и реализовать в жизнь идеи продвижения товара подмосковного промысла на рынок и доведения его до потребителя.

Кроме того, нужны молодые мастера. Работать за маленькую зарплату не хочется никому.

— Мы должны наладить спрос, — так, по мнению Андрея Воробьева, можно привлечь молодежь на производство, — нужно показать, что работать на подобном производстве — это престижно. Что здесь можно получать нормальные деньги, чтобы самореализовываться, купить квартиру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру